АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

ПО ПРОЕКТУ Я. ГАККЕЛЯ

"Филателия", № 11, 1978 .

 Одну из серий "Отечественное авиастроение" (1976 г.) с особой радостью встретила проживающая в Баку кандидат химических наук доцент Н. Я. Гаккель. Ведь две марки серии посвящены самолетам, созданным ее дедушкой Яковом Модестовичем Гаккелем.
 - Вот, читайте.- Нонна Яковлевна протягивает пожелтевшую вырезку из газеты "Новое время" от 8 июня 1910 года
 "В воскресенье 6 июня в 4 часа утра,- говорится в ней,- на гатчинском военном поле авиатором В.Ф. Булгаковым совершен первый полет на русском аэроплане инженера-электрика Я. М. Гаккеля. Аэроплан является новым оригинальным типом, построен исключительно русскими рабочими из местных русских материалов на Коломяжском ипподроме. Для первого раза В.Ф. Булгаков... ограничился подъемом лишь на несколько метров и, пролетев около полутораста мет ров, плавно опустился на поле..."
 Тернистым был жизненный путь талантливого изобретателя Я.Гаккеля. Арестованный в 1896 году по делу студенческой группы, распространявшей "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, Гаккель был вскоре освобожден, а затем сослан на пять лет в Сибирь. В суровых условиях Ленских приисков он построил в Бодайбо одну из первых в России гидроэлектростанций. Вернувшись в Петербург, занимался постройкой трамвая. В 1909-1912 годах он спроектировал десять аэропланов.
 "Гаккель-VII", изображенный на марке номиналом 3 копейки, участвовал в первом конкурсе русских военных самолетов. Конкурентами выступали фирмы "Дукс" и ПТА. Но все посадки их машин на невспаханное поле кончались поломками шасси. А "Гаккель-VII" садился безаварийно. 23 сентября 1911 года летчик Г. Алехнович совершил перелет в три кольца по маршруту Петербург - Гатчина с по садкой в Гатчине. Средняя скорость с пассажи ром на борту составила 92 километра в час.
 Конкуренты "Гаккеля-VII" не сумели выполнить условий конкурса. Но жюри вынесло странное решение - премии не присуждать. В качестве "одолжения" самолет был куплен Гатчинской военной школой летчиков за 8000 рублей, которых Гаккелю едва хватило на покрытие долгов.
 В мае 1912 года новый аэроплан "Гаккель-VIII" экспонировался на выставке, устроенной Московским обществом воздухоплавания, и получил высшую награду - Диплом на золотую медаль. На состязаниях в рамках вы ставки Г Алехнович установил на этой машине русский рекорд высоты - 1350 метров, а также произвел впервые в мире безаварийные полеты в ночное время. На международной выставке воздухоплавания и автомобилизма в Москве в 1912 году Я.Гаккелю присудили Большую золотую медаль "за разработку проекта и постройку биплана собственной конструкции". На марке в 6 копеек изображен "Гаккель-IX"- первый в мире подкосный - моноплан, построенный ко и второму конкурсу военных самолетов. Чтобы обеспечить удобство стрельбы с самолета, конструктор внес я в него ряд важных изменений. Фюзеляж приобрел совершенно обтекаемую форму. В конкурсе участвовали аппараты Сикорского, фирм "Дукс", "Хиони", "Фоккер" и других.
 - К этому времени, - рассказывает Н. Гаккель,- Яков Модестович остался практически без средств и вынужден был оставить самолетостроение Он вернулся к своей профессии инженера-электрика.
 Знакомство с семейным архивом позволило узнать и о других работах заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Я. Гаккеля.
 В конце 1921 года В. И. Ленина заинтересовали газетные сообщения о первых проектах тепловоза. Владимир Ильич написал председателю Госплана Г. М. Кржижановскому, просил его обратить внимание на эти сообщения. Докладывая В. И. Ленину, Г. М. Кржижановский назвал фамилию конструктора Я. Гаккеля.
 Тепловоз Гаккепя решено было строить в Петрограде. 5 августа 1924 года в 10 часов утра конструктор поднялся по лесенке тепловоза, на котором было написано "Теп ловоз системы Я. М. Гаккеля в память В. И Ленина", тронул рукоятку контроллера, и первенец советского тепловозостроения медленно выкатился на грузовую колею Балтийского судостроительного и механического завода.
 7 ноября 1924 года мощный магистральный тепловоз, спроектированный Яковом Модестовичем, вышел на рельсы Октябрьской железной дороги и совершил пробег до станции Обухово и обратно. В 1974 году отмечалось 50-летие этого события. Энтузиасты восстановили первый советский тепловоз и поставили его на вечную стоянку на станции Ховрино под Москвой

 И. КАМЕНКОВИЧ

[ на главную страницу ] -