АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

СКОРОСТЬ И КОМФОРТ

"Филателия", № 7, 1977.


 АН-10

 Первым советским самолетом с турбовинтовыми реактивными двигателями был пассажирский лайнер Ан-10, созданный в конструкторском бюро О. Антонова и испытанный в начале 1957 года летчиками Я. Верниковым и В. Васиным.
 Самолет брал на борт до 126 пассажиров. Он имел четыре турбовинтовых двигателя АИ-20 и развивал скорость до 600 км час. Для взлетов и посадок подходили обычные грунтовые аэродромы. Самолет эксплуатировался на трассах Аэрофлота 14 лет.
 Изображение лайнера Ан-10 встречается на трех советских марках № 2187 и 2194 (1958 г), 3418 (1966 г.), а также на конвертах выпуска 28 апреля 1963 года и 19 апреля 1976 года.
 
 ИЛ-18

 Летом 1957 года В. Коккинаки, шеф-пилот конструкторского бюро С. Ильюшина, провел испытания пассажирского самолета Ил-18, занявшего вскоре доминирующее место в парке машин Аэрофлота.
 С четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 он развивает скорость до 600- 650 км/час. Комфортабельный герметический салон рассчитан на 75-100 пассажиров
 Основная особенность Ил-18 - высокая надежность конструкции Испытания и установленные рекорды показали, что Ил-18 - лучший в мире турбовинтовой пассажирский лайнер своего класса. 20 апреля 1959 года на нем были начаты регулярные пассажирские полеты Москва - Алма-Ата, а в начале 1960 года он вышел на международные трассы. Самолеты приобретались многими авиакомпаниями мира. Ряд стран выпустил в разное время почтовые марки, блоки и конверты с изображениями Ил-18; СССР - № 2188, 2195 (1959 г.), Чехословакия - № 45 авиа (1960 г.), 58 авиа (1963 г.), 2014 (1973 г.); Венгрия - № 236 авиа (1962 г.), 1825 (1966 г.), 279-291 авиа (1968 г.), 300 авиа (1968 г.); Куба - № 949 (1965 г.), 253 авиа (1972 г.); Румыния - № 2362 (1968 г.), 188 авиа (1963 г.), 116 авиа (1960 г); Болгария -№90 авиа (1962 г.), 1380 (1965 г), ГДР - № 1218 (1969 г.), 677 (1963 г.); Монголия - № 37 авиа (1973 г.); Республика Мали - № 18 авиа (1963 г.); Республика Гвинея - № 249 (1965 г.), КНДР- № 1233 (1975 г.).
 Кроме того, существует множество конвертов с изображением Ил-18, например, выпуска 23 марта и 20 апреля 1960 года, 19 марта 1974 года.
 
 Ту-110
 
 Вскоре после создания пассажирского реактивного самолета Ту-104 А. Туполев решил поставить на него четыре реактивных двигателя вместо двух. Для установок и были выбраны экспериментальные турбореактивные двигатели конструкции А. Люльки. С ними самолет развивал скорость 1000 км/час, но по многим характеристикам уступал своему предшественнику. Поэтому Ту-110 в серию не пошел, а изготовленные три образца долгое время использовались в качестве летающих лабораторий.
 Самолет Ту-110 показан на двух советских марках № 2186 и 2193 (1958 г.).
 
 Ту-114
 
 В 1957 году, в канун 40-й годовщины Октябрьской революции, был совершен первый полет на самом большом в то время пассажирском турбовинтовом самолете Ту-114. Генеральный конструктор А. Туполев писал в газете "Правда" 3 июля 1959 года: "Мы закончили проектирование Ту-114 и подготовили его полностью к полету в течение 18 месяцев после получения сигнала начать работу на базе уже утвержденной конструкции".
 Ту-11 4 - это огромный двухпалубный корабль со стреловидным крылом и оперением. Имеет четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ общей мощностью 12 тысяч лошадиных сил. При взлетном весе 105 тонн развивает скорость до 900 км/час.
 Много лет самолет Ту-114 эксплуатировался на самой длинной трассе в нашей стране Москва - Хабаровск, преодолевая путь за 8 часов. Летал он и на трассах Москва - Гавана, Москва - Токио, Москва - Нью-Йорк, в африканские страны
 22 октября 1976 года последний лайнер Ту-114 доставил 200 пассажиров из Хабаровска в Москву. Этим рейсом закончилась славная 17-летняя безаварийная эксплуатация летающего гиганта. Самолеты Ту-114 выработали свой технический ресурс.
 Было выпущено четыре почтовых марки с изображением Ту-114. Три из них советские - № 2184, 2191, 2212 (1958 г.) и одна болгарская - № 1381 (1965 г.). Кроме того, Ту-114 изображен на блоке № 2215 (1958 г.).
 
 Вертолет Ми-6
 
 В 1957 году прошел испытания тяжелый транспортный вертолет Ми-6 конструкции М Миля Испытания проводил летчик Капрелян.
 Вертолет был снабжен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ-2М имел полетный вес 39 тонн при максимальной скорости 320 км час. Ми-6 оказался очень удачной машиной, с отличной устойчивостью. Мог взлетать практически с любой, совсем небольшой площадки.
 Ми-6 применялся в народном хозяйстве для различных целей, в том числе для монтажа высотных конструкций.
 Изображение Ми-6 встречается на венгерской почтовой марке из серии 196S. года и на советской марке 1970 года.
 
 Бе-10
 
 В начале 60-х годов советская летающая лодка Бе-10 поставила несколько международных рекордов в классе тяжелых гидросамолетов.
 Бе-10 была построена конструкторским коллективом под руководством Г Бериева. На ней установлены два турбореактивных двигателя АЛ-7Ф-1.
 Летающей лодке посвящена авиапочтовая марка № 3301 (1965 г.), на рисунке которой Бе-10 стартует с водохранилища у Химкинского речного порта Москвы.
 
 Л. ЭГЕНБУРГ

[ на главную страницу ] -