АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

ЗАЩИЩАЯ РОДНОЕ НЕБО

"Филателия", № 8, 1976, с. 13

 БЛИЖНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-2

 25 августа 1937 года М. Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия и разведчик АНТ-51 конструкции П. Сухого. В 1939 году на нем установили мотор М-88Б мощностью в 950 лошадиных сил и 10 реактивных снарядов PC-82. Этот самолет, названный Су-2 (или ББ-1 - ближний бомбардировщик); с 1940 года выпускался серийно. Позднее на Су-2 был установлен мотор М-82 мощностью в 1400 лошадиных сил. Скорость самолета достигала 486 км/час.
 Первым в Советских Вооруженных Силах самолеты Су-2 получил на вооружение 135-й полк легких бомбардировщиков. 12 сентября 1941 года летчица Е. Зеленко на Су-2 сбила три фашистских истребителя.
 До начала 1942 года, когда производство Су-2 было прекращено, ВВС получили около 500 таких самолетов.
 Изображение Су-2 встречается лишь на одном авиапочтовом конверте, выпущенном в честь юбилея опытного конструкторского бюро (ОКБ), руководимого П. Сухим.

 ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ПЕ-2

 В 1938-1939 годах коллективом, возглавляемым В. Пет-ляковым, был построен скоростной высотный истребитель-бомбардировщик ВИ-100.
 В 1940 году ВИ-100 с мотором М-105Р в варианте пикирующего бомбардировщика прошел испытания и вскоре под названием Пе-2 (Петля-ков-2) был запущен в серию.
 Пикировщик Пе-2 в годы Великой Отечественной войны стал основным бомбардировщиком советских ВВС. Фактически он не уступал в скорости немецкому истребителю Ме-109Е и превосходил немецкий пикирующий бомбардировщик Ю-88 Неуязвимые для Ме-109Е, самолеты Пе-2 наносили сокрушительные удары по объектам и живой силе врага.
 С мощным мотором ВК-107А самолет Пе-2 развивал скорость свыше 600 км/час, имея до 2000 кг бомб. Максимальный взлетный вес равнялся 8520 кг, потолок полета был 8800 м.
 Пе-2 встречается на марках № 988 (август 1945 г.), 1031 (апрель 1946 г.), 3149 (январь 1965 г.). На этой марке - портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации И. Полбина На марке ошибочно показан воздушный бой истребителей. В действительности Полбин был командиром полка (а затем и корпуса) бомбардировщиков Пе-2. Он погиб на Пе-2, когда немецкий снаряд попал в кабину.
 На марке № 3976 изображены портреты членов экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 Героев Советского Союза Н. Губина, И. Черных, С. Косинова. На миниатюре № 1240 показана группа летчиков у самолета Пе-2.

  ИСТРЕБИТЕЛЬ МиГ-3

 Из нескольких истребителей, спроектированных в Советском Союзе накануне войны, хорошо зарекомендовал себя МиГ-1, созданный в конце 1939 года в конструкторском бюро под руководством Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича.
 Самолет предназначался для действий на высотах свыше 5000 м. Он был спроектирован за короткий срок - четыре месяца. 5 апреля 1940 года летчик-испытатель А. Екатов впервые поднял его в воздух.
 В 1940-1941 годах МиГ-1 был самым быстрым самоле том в мире, развивавшим скорость до 648,5 км/час на высоте 6900 м. В конце 1940 года его модернизировали, он стал называться МиГ-3.
 На самолетах МиГ-3 наши летчики приняли первый удар фашистской авиации. Эти истребители защищали небо Москвы, состояли на вооружении морской авиации. Ими был вооружен полк под командованием Героя Советского Союза С. Супруна, в котором сражались К. Коккинаки, Г. Бах-чиванджи. На МиГ-3 М. Галлай 22 июля 1941 года сбил ночью над Москвой свой первый самолет "Дорнье-21 5".
 Размах крыла самолета МиГ-3 - 10,3 м, длина фюзеляжа - 8,25 м, полетный вес - 3350 кг, потолок полета 12000 м.
 Истребитель МиГ-3 показан на марке № 3826 номиналом 6 коп. Художник Э. Крейман изобразил современный истребитель на фоне МиГ-3. Марка выпущена в декабре 1969 года Этот же самолет мы видим на марке № 2401 (февраль 1960 года), посвященной Герою Советского Союза летчику-истребителю Тимуру Фрунзе.
 5 октября 1971 года издательство "Советская Россия" выпустило серию немаркированных открыток, на одной из которых показан истребитель МиГ-3 на монументе боевой славы воинам 49-й армии в деревне Дракино Серпуховского района Московской области. Есть два авиапочтовых конверта с рисунками МиГ-3.
 Представляют интерес эскизы почтовых марок, подготовленные к 30-летию конструкторского коллектива А. И. Микояна. Эти эскизы участвовали в конкурсе на лучшую марку в честь 30-летия ОКБ. Министерство связи СССР утвердило эскиз, по которому была выпущена марка № 3826.

 Л. ЭГЕНБУРГ

[ на главную страницу ] -