АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

"ПЕШКИ" В КЛЯССЕРАХ

"Филателия", № 4, 1973.

  Известный конструктор советских бомбардировщиков военных лет Владимир Михайлович Петляков в юности коллекционировал почтовые марки. Этому неожиданному и приятному для нас открытию мы обязаны сестре конструктора Инне Михайловне Малашенко, проживающей на родине Петлякова - в Таганроге.
  Однажды на имя председателя правления Таганрогского городского отделения ВОФ Инна Михайловна прислала письмо, в котором обратилась с просьбой найти для нее две почтовые марки с изображением самолетов-бомбардировщиков ПЕ-2 и ПЕ-8.
  "Мне они дороги как память о брате,- писала Инна Михаиловна. - Собираю все, что относится к В. М. Петлякову". Просьба незамедлительно была выполнена.
  Как выяснилось, такие марки Инна Михайловна до этого получила из Москвы от внука, работающего инженером, филателиста Леонида Игоревича Яковлева, но "филателистические реликвии" она передала городскому музею краеведения, где хранятся материалы о знатном земляке. При этом выяснилось, что и сам Владимир Михайлович в свое время был филателистом.
  В кляссерах коллекционеров эти марки находятся в двух сериях с названием "Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.". В первой (рублевой) серии 1945 года на одной из девяти марок изображен пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 (№ 988 по каталогу ЦФА), на другой (№ 989) - тяжелый бомбардировщик ПЕ-8. Во второй серии, выпущенной в 1946 году,- аналогичные марки (№№ 1031 и 1032), отличающиеся измененными цветами и номиналами.
  Итак, пикирующий бомбардировщик ПЕ-2... В третьем томе "Истории Великой Отечественной войны" о нем написано: "Самолет ПЕ-2 был основным бомбардировщиком фронтовой авиации в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. с самого ее начала до конца и пользовался большой любовью летчиков".
  И не случайно фронтовые летчики ласково называли эти машины "пешками". На этих "пешках" они в течение всей войны успешно выполняли боевые задачи, громили фашистскую артиллерию, склады боеприпасов, танки, бронемашины, уничтожали вражеские эшелоны с военными грузами
  Бомбомегание с самолетов ПЕ-2 производилось с пикирующего полета, как это изобразил художник Б. Ливанов на марке Вот она, стремительная грозная "пешка", штурмует вражескую военную технику.
  Этот бомбардировщик мало уступал по скорости истребителям и превосходил фашистскиe бомбардировщики He-111 более чем на 100 км/час и Ю-88 - на 75 км/час (из журнала "Авиация и космонавтика" № 7 за 1966 год).
  Конструктор этой грозной машины В.М. Петляков за выдающиеся заслуги в области самолетостроения дважды награждался орденами Ленина, орденом Красной Звезды, а в 1941 году удостоился Государственной премии.
  Всю свою жизнь Петляков посвятил созданию отечественной авиационной техники. Роковая случайность в январе 1942 года оборвала жизнь конструктора-новатора.
  Петляков... Таганрожцы свято чтут память о своем знатном земляке. Его имя присвоено техникуму, созданному на базе бывшего технического училища, где по 1910 год учился юный Петляков.
  В первые годы Советской власти Петляков - студент Московского высшего технического училища, где слушает лекции Н. Е. Жуковского и одновременно работает лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. Затем он становится инженером-механиком, работает научным сотрудником в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В период с 1925 по 1936 год Петляков возглавлял конструкторскую группу крыла, проектировал крылья самолетов многих конструкций А. Н. Туполева. В 1936 году В. М. Петлякова назначили главным конструктором завода опытных конструкций.
  В 1939 году коллектив, руководимый Петляковым, создал опытный двухмоторный трехместный высотный истребитель "100" с герметическими кабинами. Этот самолет и был прототипом пикирующего бомбардировщика ПЕ-2.
 Г. БУРДЫННЫЙ (Таганрог)

[ на главную страницу ] -