АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

САМОЛЕТ ЗОВУТ СОЛДАТОМ

"Филателия", № 8, 1980.

  Предлагаемый читателю фрагмент из авиапочтовой экспозиции посвящен творчеству известного советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна, 75-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. В филателии работа А. И. Микояна впервые нашла отражение 25 июня 1954 года, когда на одной из почтовых марок Венгрии, посвященных Дню авиации, был изображен самолет МиГ-15. В мире же авиационном коллектив, создающий истребители с маркой МиГ, в то время был известен каждому в нашей стране и многим за ее пределами. Более 10 марок и столько же конвертов и почтовых карточек могут рассказать О А. И. Микояне немало...
  ...В западную печать проникли сведения о том, что самолет, изображенный на советском авиапочтовом конверте, выпущенном Министерством связи СССР 5 декабря 1979 года, сделан из стали.
  Поднялся страшный шум. Дело в том, что незадолго до этих слухов "советологи" от техники, оперируя рекордными достижениями этого самолета, Е-266, выбили у конгресса США дополнительные средства для увеличения производства титана.
  "Русские блефуют! Они заставляют нас выкидывать народные денежки, а потом выясняется, что никакого титанового самолета у них нет!"
  Прошло несколько недель. И тон выступлений в прессе изменился. Сказали свое слово специалисты:
  "Не в карты играем. Перехватчик летает по замкнутому маршруту в 500 и 1000 км со скоростью порядка 3000 км/час. Доставляет на высоту более 37 км груз весом 2 тонны. Такой самолет имеет право быть из чистого золота. То, что он оказался из примитивной стали, граничит с мистикой".
  История эта в общем-то банальная. Деньги были истрачены действительно народные, за счет новых налогов, роста цен, сокращения затрат на социальные нужды. Прибыль - в карман владельцев Боинга, Локхида, Нортропа. Как говорится, не впервой ..
  25 июня 1950 года началась гражданская война в Корее. Через несколько дней после ее начала американцы, воспользовавшись отсутствием советского представителя в Совете Безопасности, протащили там резолюцию, в которой их интервенты получили наименование "войск ООН".
  Армия агрессора, присвоив себе право "защищать" маленький полуостров, убивает его жителей. Но недолго пришлось американским "Инвейдерам" хозяйничать в корейском небе.
 "...вследствие большого количества истребителей МиГ-15 господству Объединенных Наций в Корее угрожает опасность",- это заявление принадлежит начальнику штаба ВВС США генералу Вандербергу.
  Принята крайняя мера: подразделения новейших, только что поступивших на вооружение секретных истребителей "Сейбр" направлены в Корею. Эффект, однако, получился прямо противоположным ожидаемому. Английский журнал "Флаинг Ревю";
 "...МиГ-15 имеет лучшую скороподъемность, чем "Сейбр", благодаря меньшей нагрузке на крыло и большей тяговооружен-ности, большую на высоте 8500 м скорость. ...Когда "Сейбр" достигает потолка, МиГ-15 имеет в запасе 1200 метров высоты. ...Все самолеты "Сейбр", получившие попадание из пушек МиГ-15, уничтожены; для того чтобы сбить МиГ, пулеметам "Сейбра" необходимо израсходовать 1024 патрона".
  Известно, чем закончилась война в Корее. Агрессору пришлось отступить.
  Три марки; венгерская с изображением МиГ-15, французская, на которой можно увидеть американский "Инвейдер" и никарагуанская с американским "Сейбром" расположены на листе альбома рядом. Такое объединение напоминает о том, каким нелегким был путь к свободе и независимости корейского народа.
  Следующий лист альбома. И снова напоминание об одном из этапов борьбы за мир, самое непосредственное участие в которой принимало и принимает ОКБ Микояна.
  В 1956 году Англия, Франция и Израиль совершили агрессию на Ближнем Востоке. В воздушных боях встретились истребители МиГ-17 и французский "Мистэр-IV". Высокие качества и превосходство советского самолета отметил президент Насер.
  "Мистэр" известен филателистам по изображению на французской марке, выпущенной 16 января 1954 года. А вот рисунок МиГ-17 впервые стал достоянием кляссеров только 19 декабря 1957 года, когда в Египте была - выпущена марка в ознаменование 25-летия национальной военной авиации. В отечественных филателистических документах МиГ-17 изображен на художественных маркированных конвертах, утвержденных к изданию Министерством связи СССР -4 января ]958 года, 4 июля 1959 года, 13 января 1960 года, 3 декабря 1960 года.
  Проиграв самолетам Микояна в небе Кореи, американцы попытались взять реванш в прессе. На сцену вышла небезызвестная фирма "Локхид". Реклама сообщала, что ее "Старфайтер" в два раза превысит скорость звука, будет таким же дешевым и простым, как русские МиГи.
  Греческое почтовое ведомство выпуском марки с изображением "Старфай-тера" отметило в 1968 году юбилей национальной авиации. Красивый самолет, не правда ли? Но...
  Из доклада старшего летчика-испытателя фирмы "Локхид": "Аэроупругие качества нового самолета могли бы вызвать сенсацию, если бы они не вызывали тревоги: на земле (у нас на марке. - Е. П., В. П.) конструкция кажется жесткой, какой она и должна быть, а на больших скоростях ее мотает как посудное полотенце".
  Владельцы "Локхида" надавали взяток своим сенаторам, подкупили правительства тех стран, которые бессловесно подчиняются Соединенным Штатам, и навязали им свой сомнительный самолет. Результат получился плачевным: не одна сотня летчиков нашла себе могилу в кабине "Старфайтера". Разбиваются самолеты в Западной Германии, падают в Японское море, усыпают горящими обломками густонаселенные районы Италии, Греции, Испании. И слава оказалась печальная, и хлопоты пустыми. Пока вводили в строй "Старфайтер", в ОКБ Микояна тоже работали.
  В филателистической экспозиции "греческий" "Старфайтер" соседствует с "польским" и "кубинским" МиГ-21 (марки выпущены в 1963 и 1966 годах в связи с 20-летием Войска Польского и 7-й годовщиной Кубинской революции), Такое соседство позволяет в какой-то мере определить, "кто есть кто".
  Серия рекордных полетов, состоявшихся у нас и в США, в которых МиГ-21 и "Старфайтер" непродолжительно соперничали, завершилась победой советского самолета. Но главное преимущество двадцать первого состояло в том, что любой рядовой летчик мог без всякого риска достигать на этом истребителе предельных режимов и использовать их в бою. Главный конструктор сразу же, еще при проектировании поставил перед своими сотрудниками задачу - сохранить за двухзвуковой машиной своеобразный знак качества, присвоенный МиГам не высокой авторитетной комиссией, а простым аэродромным народом - летчиками и техниками. В частях ВВС Советского Союза любой МиГ, независимо от цифрового обозначения, зовут "самолетом-солдатом". Из статьи В. Грина в журнале "Флаинг Ревю";. "Микоян никогда не проявлял склонности к внешнему эффекту, не в пример своему современнику К. Джонсону из фирмы "Локхид", но немногие станут отрицать, что он достиг замечательных успехов со своими предельно простыми конструкциями".
  Скачок, который сделал МиГ-21 по сравнению со своими предшественниками, значителен. Опасность для летчика из-за отказа какой-либо системы при полете на сверхзвуке гораздо существеннее. А ее быть не должно. Самолет обязан быть другом летчика, его опорой, безотказным оружием. Создавая МиГ-21, коллектив Микояна думал, как и всегда прежде всего о человеке, сидящем в кабине.
  В бригаде средств спасения разработали кресло, которое на всех возможных режимах полета обеспечивало покидание кабины. Летчик при катапультировании защищался от встречного потока воздуха фонарем (прозрачным колпаком) кабины. На индонезийской - марке 1967 года изображен МиГ-21 с открытым фонарем, что позволяет наглядно эту уникальную систему. На "Старфайтере" катапультирование производили вниз. Такая мера упрощала фонарь, уменьшала его вес. Но на малой высоте это было равносильно стрельбе летчиком в землю. Вот почему при аварии "Старфайтера" вместе с самолетом, как правило, погибал и летчик.
  "Истребитель МиГ-21 больше, чем просто оружие",- писал западногерманский журнал "Флюг-Ревю",- это политическое оружие". Если бы сказали: "оружие политики мира", все было бы верно. МиГу-двадцать первому тоже довелось встать на пути американской агрессии. В 1964 году Соединенные Штаты взяли "под защиту" другой азиатский полуостров. Отступив на двадцать одну параллель к югу (в Корее это была 38-я, а во Вьетнаме 17-я параллель), агрессоры тешили себя надеждой, что уж в Индокитае МиГи им мешать не будут. Думали они, как теперь известно, не без оснований. И... опять просчитались. Настоящими интернационалистами проявили себя в трудное для Вьетнама время моряки советского торгового флота. Под бомбами сгружали они со своих кораблей в Хайфонском порту ящики с МиГами.
  Героические эпизоды из жизни вьетнамского народа изображены на ряде почтовых марок ДРВ, выпущенных в 1967 году в ознаменование успешной противовоздушной обороны Вьетнамской народной армии, сбившей к тому времени 2500 американских самолетов. На марках, кроме МиГа-21, можно увидеть и МиГ-17, пушечное вооружение которого оказалось незаменимым в ближнем воздушном бою.
  Вьетнамские летчики получили МиГи и в тяжелых условиях страшной войны сумели их освоить (вот где пригодилась неприхотливость советских самолетов). А. Н. Туполев говорил: "Мы работали с Микояном по разным профилям, но в своей работе часто соприкасались. Наша работа часто пересекалась. Мы строили одни самолеты, Артем Иванович другие. Превосходными были его последние самолеты, необходимые нашей обороне...".
  Как верно сказано; "...необходимые обороне". Микоян и в авиацию попал "по необходимости" - в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского его послала учиться партия. И Главным конструктором стал потому, что это было нужно. Скромный человек, он поначалу отказывался от высокой должности. Согласился, проявив партийную дисциплину. И оправдал доверие.
  Два художественных авиапочтовых конверта, утвержденных Министерством связи СССР 30 октября 1969 года, и марка № 3826, посвященные 30-летию ОКБ, помогают нам увидеть тот огромный путь, который прошел в авиации Генеральный конструктор МиГов, оценить тот огромный вклад, который внес он в развитие отечественного самолетостроения.
  От поршневого истребителя МиГ-3, защищавшего в грозном 1941 году небо Москвы, до современного реактивного сверхзвукового самолета с изменяемой стреловидностью крыла дошли в своем развитии самолеты, созданные под руководством А. И. Микояна.
  Всю жизнь конструктор сражался за чертежной доской с Мессершмиттами, Боингами, Локхидами... Тратил на эту борьбу нервы и ресурсы своего доброго сердца. Но не было в его жизни дня без мечты о мирной машине. Очень завидовал Микоян Туполеву, создававшему и пассажирские машины.
  31 декабря 1968 года мечта создателя МиГов осуществилась. Но не пассажир поднялся на борт первого гражданского" МиГа. По-прежнему единственное место в его кабине занял летчик-испытатель Олег Гудков. Речь идет о самолете-аналоге, точной аэродинамической копии сверхзвукового пассажирского самолета. В свой первый полет Ту-144 отправился, опираясь на плечо друга.
  Когда 20 мая 1969 года в Министерстве связи утверждали очередной художественный маркированный конверт, посвященный Дню воздушного флота СССР, то вряд ли членам художественного совета было известно, что его рисунок воспроизводит именно этот необычный исторический полет. И, тем более, никто не обратил внимания на некоторую неточность рисунка: оба самолета, сопровождавшие Ту-144, изображены бесхвостыми (как самолет-аналог). В действительности же второй самолет сопровождения был обычным тренировочным МиГом-двадцать первым, в задней кабине которого летел кинооператор.
  Летное дело начиналось с легенд. Вспомните Дедала и Икара. Став жизнью, авиация, однако, не утратила своей легендарности. В наши дни вполне серьезно рассказывают, что в детстве Микоян приделал крылья барашку.
  Есть, однако, легенды и более похожие на правду. Настолько, что, может быть, это и есть сама правда, только не документальная.
  Завершая наш рассказ, мы вернемся еще раз к конверту 1979 года, с которого начинали филателистическую летопись МиГов. На нем изображена эмблема ОКБ. Обратите внимание: изображенное на ней слово написано так - "Миг". А выше на этом же конверте в юбилейной надписи то же слово набрано несколько иначе - "МиГ". С эмблемой ОКБ связана очень правдивая легенда. Ее герой - Михаил Иосифович Гуревич, тот, кто был рядом с Микояном в день рождения коллектива. Название истребителя составлено из начальных букв фамилий Главного конструктора и его заместителя. Рассказывают, что, когда утверждалась эмблема, художник, собирая визы начальства, попал к Гуревичу. А тот укоротил на его эскизе "Г". "Миг - это быстро",- сказал при этом Михаил Иосифович. Рассказывают, что, когда Гуревича провожали на пенсию Артем Иванович сказал: "Пока я жив, наши самолеты будут называться по-прежнему - МиГ". Он не мог знать тогда, что советские авиаконструкторы создадут прекрасную традицию: никогда не менять название своих самолетов. Что ИЛы навечно оста-нулся ИЛами, Ту - Ту, а МиГи - МиГами,
 С невиданными раньше скоростями, в двух шагах от космоса летают современные самолеты с гордым и красивым именем МиГ.
 Большого им неба.
 Е. ПАВЛОВ, В. ПРИТУЛА

[ на главную страницу ] -