АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

ЛЕТЧИКИ-БАЛТИЙЦЫ

, № 4, 2004 .

"... тогда была сильная битва за г. Таллинн, он утром слетал и потопил немецкий транспорт водоизмещением 8-10 тыс. тонн. Но во втором полете ему попал снаряд в хвостовое оперение, и он упал вместе с экипажем..."

Эти строчки из фронтового письма подтолкнули к поиску. Письмо было адресовано в Ташкент Пудовой Серафиме Васильевне и рассказывало о последнем вылете ее сына - Сергея Пудова. В результате поиска в мемуарной литературе, Интернете удалось установить, что он был летчиком 51 минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота, а боевой вылет, о котором писали в письме, произошел в сентябре 1944 г., в один из последних дней боев за столицу Эстонии. Экипаж - летчик С.П. Пудов, штурман, младший лейтенант П. М. Быстров и стрелок-радист, сержант А. Г. Крамарь - погибли. Что это был за полк? На чем воевал? Эти и другие вопросы привели к неожиданным открытиям. Полк был сформирован весной в 1944 году, на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Костяк его составили летчики-тихоокеанцы. На вооружении стояли американские самолеты А-20 "Boston". Самолеты поставлялись в СССР по лендлизу и стали к концу войны основными торпедоносцами в авиации Балтийского, Северного и Черноморского флотов. Полк сыграл заметную роль в сражениях на Балтике и менее, чем за год войны, был награжден тремя орденами: Красного Знамени, Ушакова II ст. и Нахимова I ст. А за бои в эстонском небе полк получил почетное наименование - Таллинский. Несколько пилотов стали Героями Советского Союза, а двое из них были увековечены отечественное почтой.

В 1985 г. был выпущен конверт с портретом Героя Советского Союза капитана Тихомирова Ивана Васильевича. Автор рисунка - художник Г. Ахмедов. И в 1988 г. - с портретом Героя Советского Союза старшего лейтенанта Сачко Иосифа Борисовича. Автор рисунка - художник В. Бородин. Оба пилота звание героя получили одним указом - 22 июля 1944 г. Вот только один эпизод их бое вой деятельности. Одной из первых целей, поставленных перед морскими летчиками, была сухо путная - плотина ГЭС на р. Свирь. Свирская ГЭС находилась в руках противника, и это значительно усложняло наступательные действия наших войск. Мощные оборони тельные сооружения фашистов выше гидроэлектростанции дополнялись естественным препятствием - скоплением массы воды на реке Свирь, местами, шириной более километра. Не исключалась возможность затопления позиций наших наземных войск ниже плотины. Чтобы ликвидировать эту опасность и облегчить наступление наших войск, требовалось спустить воду из водохранилища, для чего нужно было либо открыть шлюзы либо взорвать плотину. Но поскольку ГЭС находилась у фашистов, и шлюзы открыть было нельзя, оставался единственный выход - взорвать плотину. Она представляла собой железобетонную стену длинной 300 и шириной 13 метров. В левой ее части находился шандор длиной 35 метров. Задача была поручена эскадрилье капитана И.В. Тихомирова, в составе которой воевал И.К. Сачко. 20 и 21 июня в результате нескольких налетов задача была выполнена.

До войны Иван Васильевич Тихомиров жил в Ленинграде. Он любил каждый уголок в городе, каждый камушек, а воевать пришлось на других фронтах. Долго и настойчиво просил командование перевести его в ряды защитников Ленинграда. Наконец, просьбу удовлетворили - его направили в 51 -и минно-торпедный полк. За короткое время пребывания в полку капитан завоевал всеобщее уважение к себе. Его авторитет основывался на высоком летном мастерстве, большой человечности, строгой, но справедливой, требовательности. Подчиненные верили ему, а в этом -залог того, что в бою они выполнят любой приказ командира, пой дут за ним на любое испытание. И. В. Тихомиров погиб при постановке мин в военно-морской базе Клайпеда (Мемель), не успев получить высокую награду Родины.

Выпускник Иркутского военно-технического училища, в составе полка он успел сделать только 8 боевых вылетов. В ночь на 16 июля во время вылета на постановку мин в устье реки Западная Двина самолет младшего лейтенанта Б. И. Семенова был подбит зенитной артиллерией и, горящий, упал в воду.

С великим достоинством личный став 51-го минно-торпедного полка пронес свое боевое знамя от Ленинграда до Кенигсберга, Данцигской бухты и Штеттина.

Полк внес достойный вклад в дело победы над фашистской Гер манией. Он принимал участие во всех важнейших наступательных операциях, проводимых Краснознаменным Балтийским флотом совместно с войсками Ленинградского фронта. На боевом счету полка более 100 потопленных вражеских боевых кораблей и транспортов.

Использованные источники:
1. Герои Советского Союза. М.: Воениздат, 1987.
2. Цупко П.И. Торпедоносцы. М.:ДОСААФ, 1987.
3. Сайт
4. Сайт "История авиации в коллекциях" (www.aviatema.ru)
5. Сайт "Военная литература" (www.militera.lib.ru)

Каргапольцев Сергей (aviatema@mail.ru)
Полная версия статьи с иллюстрациями будет опубликована в журнале "АвиатемА" первый номер которого планируется в первом квартале 2006 г.

[ на главную страницу ] -