АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

ВОЗДУШНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ГИМАЛАИ

"Филателия", № 3 / 1978

 В августе 1947 года индийский народ, после длительной национально - освободительной борьбы против английского господства, завоевал независимость. Несмотря на то, что страна располагала крайне ограниченными транспортными средствами, среди первых трех почтовых марок, выпущенных Департаментом почт и телеграфа независимой Индии, была марка с изображением летящего самолета. На миниатюре дата - 1 5 августа 1947 года (№ 1 авиа)*. Для индийцев самолет означал символ прогресса, к которому будет стремиться новое свободное государство Азии.
 Правительство Индии с первых дней своей деятельности придавало большое значение организации и развитию всех видов транспортных средств в стране, в том числе и гражданской авиации. Принимались меры к установлению контроля над работой отдельных авиакомпаний и фирм с тем, чтобы создать единую систему авиасвязи.
 Индийские авиакомпании, находившиеся в частных руках, были маломощными, раздробленными, не располагали достаточно квалифицированными кадрами.
 1 августа 1953 года правительство Индии приняло законодательный акт о национализации основных авиакомпаний страны. Это событие отмечено выпуском конверта "Первого полета" и спецгашением. Были созданы две авиационные корпорации; "Индиан эйрлайнс корпорейшн" и "Эйр Индиа интернэшнл". Первой предоставлялось право обслуживать все внутренние авиалинии и соседних стран - Пакистана, Бирмы, Цейлона, Афганистана и Непала. Утверждалось около ста ежедневных рейсов. На "Эйр Индиа интернэшнл" возлагалась задача организации и обеспечения полетов на международных линиях в соответствии с требованиями того времени. Существовала лишь одна национальная международная авиалиния Бом-22 бей - Лондон. Первый полет по этому маршруту в июне
 1948 года был отмечен выпуском почтовой марки (№ 2 авиа) и конвертом "Первого полета" со спецгашением. Правительство провело ряд мероприятий, касающихся упорядочения службы гражданской авиации. Так, под контроль Департамента гражданской авиации передавались почти все пригодные для эксплуатации аэродромы с наземными службами. Четыре аэропорта: в Дели (Палам), Бомбее (Санта Крус), Калькутте (Дам-Дам) и Тируччираппалли объявлялись международными. Был создан центр по подготовке специалистов в Аллахабаде, а также любительские аэроклубы. После национализации авиакомпаний и проведения других мер Индия начала активно развивать не только внутренние, но и международные авиалинии.
 Связь между СССР и Индией по суше крайне осложнена, так как на пути стоит труднопроходимый барьер Гималайских гор. И хотя за последнее время построен горный автомобильный тракт до Кабула, этот путь остается экономически невыгодным. Практически же перевозка грузов осуществлялась морем, а пассажиры были вынуждены пользоваться услугами иностранных авиакомпаний, самолеты которых следовали через Европу сложными и дорогостоящими маршрутами. Начиная с 1955 года советские самолеты неоднократно прилетали в Индию с делегациями и доставляли отдельные грузы. В 1956 году делийский аэропорт был промежуточной базой для воздушного моста Москва - Мельбурн, обеспечивавшего перевозку членов советской команды на Олимпийские игры. Однако растущие экономические и культурные связи между нашими странами требовали установления прямой и постоянной воздушной связи.
 В 1957-1958 годах проходили переговоры между представителями СССР и Индии об установлении регулярной авиалинии между Москвой и Дели. Они завершились подписанием соглашения, в соответствии с которым должны были использоваться самолеты "Ту-104" и "Супер консте-ллейшн" 14 августа 1958 года индийская авиакомпания "Эйр Индиа интернэшнл" провела первый регулярный полет по маршруту Дели - Ташкент - Москва. Одновременно самолет "Ту-104" совершил перелет из Москвы в Дели. Воздушный мост через Гималаи был открыт. Это событие отмечено выпуском конверта "Первого полета" и спецгашением. В 1962 году открылась еще одна регулярная линия компании "Эйр Индиа" из Бомбея в Москву. Первому полету по этому маршруту также посвящен конверт с гашением.
 Сейчас через Москву еженедельно проходят два рейса авиакомпании "Эйр Индиа" (иногда число их увеличивается). По условиям существующих соглашений из Москвы в Индию или через нее проходят пять маршрутов с доставкой пассажиров и багажа в Дели и Калькутту и пять рейсов транзитом. Все линии "Аэрофлота" обслуживаются советскими лайнерами "Ил-62".
 С тех пор, как открылся воздушный мост между Советским Союзом и Республикой Индией, прошло 20 лет. Он выдержал испытание временем. "Мост дружбы" сближает наши народыи способствует укреплению экономических и культурных связей между нашими странами.

А. БОРОДИН
* Здесь и далее номера марок даются по каталогу "Ивер"

[ на главную страницу ] - [ в библиотеку ]