АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

ЗАГАДКА МАРКИ № 53 *

"Филателия", № 3 / 2004
Первая отечественная марка с изображением самолета выпущена в обращение в ноябре 1922 года в почтово-благотвори-тельной эмиссии в пользу голодающих Поволжья (№ 50-53), отпечатано литографским способом на простой белой (сероватой) бумаге без водяных знаков и зубцов.

 Во всех отечественных каталогах (вплоть до Каталога ЦФА) о рисунке марки № 53 указывалось кратко: "Самолет, серо-синяя". В последнее время в некоторых изданиях появилось наименование типа самолета. Так, "Михель" определяет его, как "Этрих Таубе". В каталоге В. Ляпина и И. Киржнера (2) этой марке присвоен № 72, и тип самолета также определен, как "Этрих Таубе".
 Однако изображенный на марке № 53 самолет даже отдаленно не похож на "Таубе" ("Голубь") австрийского конструктора Иго Этриха. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить рисунок марки с фотографией и схемой самолета, приведенных в книгах по истории авиации (4,с. 190; 6, с. 119). "Таубе" представлял собой моноплан с трехопорной (трехстоечной) схемой расчаливания крыла, а на марке № 53 изображен одностоечный моноплан. Двигатель самолета не имел капота, а на марке четко проглядывается капот двигателя в виде полукруга. Крыло "Таубе" имело отведенные назад концы, а у самолета на марке № 53 прямое крыло. Перечисленные особенности присущи самолету "Ньюпор-IV". Сравнение рисунка марки № 53 с фотографиями этого самолета, приведенными в книгах (3, с. 135; 5, с. 62) позволяет утверждать, что на марке изображен "Ньюпор-IV". Более того, рисунок почти полностью совпадает с фотографией (5, с. 62), на которой самолет показан на летном поле перед вылетом на задание во время военных маневров.
 Чем же интересны "Таубе" и "Ньюпор-IV"? Самолеты "Таубе" получили известность после удачных полетов модели "Этрих-2" на авиационных состязаниях в Вене и Будапеште в 1910 г. Для них была характерна необычная форма крыла с отведенными назад концами и птицеподобное хвостовое оперение. Благодаря особой форме крыла эти машины отличались хорошей устойчивостью в полете и получили широкое распространение в Австро-Венгрии, а также в Германии, где строились по лицензии рядом фирм. В Германии перед началом первой мировой войны в августе 1914 г.
 "Таубе" составляли почти половину самолетного парка. Всего было построено 500 аэропланов "Таубе" разных модификаций. Однако из-за высокого аэродинамического сопротивления этот тип самолетов оказался малопригодным для модернизации, особенно для увеличения скорости полета, поэтому в начале первой мировой их сняли с производства. Заметим, в России было всего два образца "Таубе" 1911 г.
 Самолет "Ныопор-IV" созданный французским летчиком и конструктором Эдуардом Ньюпором (1875-1911), представлял собой одноместный (с возможностью посадки второго члена экипажа) расчалочный моноплан, имел своеобразное рессорное шасси, снабженное впереди противокапотажной лыжей ("ложкой"). Самолет отличался необычно большим для 1911 г. миделем фюзеляжа и глубокой посадкой летчика. Сам фюзеляж был полностью покрыт обшивкой. Э. Ньюпор применил новшества, улучшившие аэродинамику. В 1911-1912 гг. это были самые быстроходные серийные самолеты. На них завоеван первый приз военного министерства Франции, а также установлены рекорды скорости (133,1 км/ч) и дальности полета по замкнутому маршруту (740,3 км). Первые экземпляры "Ньюпор-IV" появились в России в 1912 г., к началу первой мировой войны эти машины составляли основу русской военной авиации. Головными предприятиями, выпускавшими "Ньюпор-IV", были Дукс" (Москва), "Первое товарищество воздухоплавания" (Петербург) и "Русско-Балтийкий завод" (авиационное отделение в Риге и Петербурге). Нa этих трех предприятиях с сени 1912 г. по апрель 1914 г. Было построено 150 машин. Всего же в России выпустили коло 300 экземпляров "Ньюпop-IV". Самолет был устойчив в полете, чутко реагировал на отклонение рулей, устойчиво панировал, отличался прочностью, простотой сборки. Хорошие летные свойства "Ньюпор-IV" подтверждают перелеты Севастополь - Петербург 1912 года и Киев - Гатчина в 1914-м. На самолете этого типа была выполнена П.Н. Нестеровым первая в мире "мертвая петля". "Ньюпор-IV" до 1916 г. применялся в русской армии как разведчик, потом, до 1925-го использовался как учебный.
 Так почему же на марке № 53, поступившей в обращение в 1922 г., изображен самолет, выпущенный еще в 1912 г.? Это объясняется так: были использованы эскизы художника Рихарда Зарриньша, подготовленные им в 1914 г. для серии "Виды транспорта для перевозки почты" (2, с. 71), когда самолет "Ньюпор-IV" в большом количестве использовался в России и был широко известен по многим выдающимся перелетам. Однако серия не увидела свет, и рисунок для нее перешел на новую марку.
 Литература:
 1. Каталог почтовых марок СССР 1918-1980, том 1, М., ЦФА "Союзпечать", 1983
 2 Ляпин В.А., Киржнер И.Л Каталог почтовых марок СССР 1918-1991 гг., том 1. М , "Красный пролетарий"
 3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., "Машиностроение".
 4 Соболев Д.А История самолетов. Начальный период. М., "Российская политическая энциклопедия", 1995.
 5. Савин ВС Авиация в Украине. Харьков, "Основа", 1995.
 6. НеInz A.F Sсmidt. Histonche flugzeuge. Berlin, "Transpress", 1969.

Г. ШУМОВ
* От ватора сайта. Статья на эту же тему была послана мною в редакцию журнала "Филателия" но не была напечатана. Информация о марке №53 и самолетах "Ньюпор" и "Таубе" выложены на сайте год назад.

[ на главную страницу ] - [ в библиотеку ]