АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: ЖУРНАЛ "ФИЛАТЕЛИЯ"

НА РИСУНКЕ МАРКИ РЕАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ

, № 1 (31) 2005.

Каждый самолет, как человек, имеет свою историю. Даже если машина выходила в тысячах экземплярах, работая с историческими документами можно отследить судьбу каждого самолета. Если художник для рисунка марки использует фото конкретного самолета, то ключом для такого поиска может служить бортовой номер. Вот два примера.

РЕАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ

На марке 1958 г. из серии "Гражданский воздушный флот СССР изображен флагман "Аэрофлота" Ту-114. Вооружившись увеличительным стеклом можно рассмотреть бортовой номер машины - СССР- Л5611. Именно такой номер получил первый опытный экземпляр Ту-114 получивший позднее собственное название "Россия". То, что именно эта машина попала на марку, свидетельствует описание марки в каталоге - Ту-114 "Россия". Самолет начал эксплуатироваться еще до окончания испытаний, был показан на международных салонах в Париже, Нью-Йорке. Именно с этой машиной связано историческое событие, отраженное на марке Болгарии.

На еще опытном самолете 15 сентября правительственная делегация во главе с Н. С. Хрущевым прибыла в Вашингтон. Полет этот был невероятно дерзким мероприятием. Еще бы: на Ту-114 еще даже простых пассажиров не возили, а тут - Хрущева, да через океан! Но сам Никита Сергеевич мгновенно загорелся этой идеей, да еще решил взять с собой всю свою семью. В целом меры безопасности были приняты беспрецедентные, но все прошло благополучно. Этому визиту и посвящена марка Болгарии 1959 г. Хоть изображение самолета на ней и достаточно стилизовано, однозначно можно сказать, что на ней именно самолет Ту-114 (СССР-Л5611)В настоящее время опытная машина заняла место в экспозиции музея в Монино.

Другой пример. На марке 1965 г. из серии "Воздушный транспорт СССР" изображен Ан-22 с бортовым регистрационным номером СССР-46191. Удалось установить, что такой номер получил первый АН-22 (№01-01) вышедший из стен завода 18 августа 1964г. Именно он первым получил наименование "Антей". После окончание испытаний этот экземпляр был оставлен в распоряжении КБ и активно эксплуатировался до середины 90-гт. Одной из последних задач была доставка частей конструкций нового, идущего ему на смену, транспортного гиганта Ан -124 "Руслан". Так как нужный груз не помещался в грузовом отсеке и Aн-22 (№01-01), уже с новым номером, был приспособлен для перевозки грузов на фюзеляже. Такой способ доставки крупногабаритных грузов показано на марке Украины уже с Ан-124. С 1980 по 1994 г первый "Антей" летал по маршруту Ташкент-Киев, доставляя сначала части Ан-124, а затем и Ан-225 "Мрия". В настоящее время первый из "Антеев" отслужил свой срок и списан.

СДЕЛАНО ПО ФОТОГРАФИИ

Чаще же рисунок марки не так точен. Художник рисует "просто самолет" используя одну или несколько наиболее известных, широко распространенных в литературе фотографий. Но и в этом случае есть направление для поиска.

Для рисунка марки 1945 г. с Як-3, очевидно, была использована фотография. Художник использовал зеркальное изображение, но сохранились линии камуфляжа, что и позволяет сделать данный вывод. В свой книге "С крыла на крыло" Игорь Шелест пишет, что , именно эта фотография висела в кабинете конструктора А. С. Яковлева. На фотографии, сделанной в 1943 г., изображен опытный экземпляр Як-3 и в кабине самолета летчик-испытатель В.Л. Расторгуев. Эта фотография Як-3 до настоящего времени широко используется для иллюстраций боевых самолетов второй мировой войны.

Фотография, использованная для сюжета украинской марки посвященной Игорю Сикорскому было также развернута художником зеркально. Сравнивая фото и марку можно увидеть одинаковые фигуры бегущего человека, двух стоящих человек на фюзеляже самолета, аэродромное здание. На марке лето, художником дорисованы дамы с зонтиками, зрители в летних нарядах. А исходная фотография сделана в феврале 1914 г. на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. На ней изображен первый экземпляр "Ильи Муромца" во время испытания лыжного шасси.

А вот марка 1937 г. была создана по конкретной фотографии, без искажений. Спортивный самолет Ут-2 с французским двигателем "Рено" в серию не пошел и был построен в нескольких экземплярах. На поплавковом варианте, который изображен на марке, в перелете Москва - Севастополь в мае 1937 г. летчик П. Стефановский занял 1 место. В октябре того же года В.С. Гризодубова установила мировой рекорд. Вот только пока не удалось установить какое событие запечетлено на фотографии, кто в кабине самолета: Стефановский или Гризодубова?

Бывает, что художник из лучших побуждений, дорабатывает фотографию и рисунок марки получается с ошибкой. В серии "развитие гражданской авиации" 1937 г. на марке изображен самолет АНТ-9 с надписью на борту "Крестьянская правда". АНТ-9 с таким текстом на борту входил в состав агитэскадрильи, но это был двухмоторный серийный вариант. Очевидно, что для рисунка марки художник В. Завьялов использовал реальную фотографию первого, трехмоторного, варианта самолета. Но изобразил его в полете, для чего изменил винт показав вращении и дописал текст.

МАРКИ С ОШИБКАМИ

Даже если самолет существовал в единственном экземпляре и был достоин помещения на почтовую марки и тогда случаются ошибки. Изображение самолета А.Ф. Можайского в полете (СССР, 1963, Монголия, 1979, Малагасийская респблика1976) еще можно оспаривать: нет достоверных данных о полетах этого аппарата. Но на той же марке Монголии 1979 г он изображен на фоне московского кремля, что уже является исторической ошибкой. Все опыты А.Ф. Можайский проводил в Санкт-Петербурге.

Широким распространением "Фарманов" можно объяснить ошибку на советской марке 1974 г., вместо планировавшегося самолета "Россия-А" оказался французский биплан. Самолет "Россия-А" был сделан на основе "Фармана-III" в 5 экземплярах, и внешне не значительно отличался от "Фармана-IV", разве что оперением и конструкцией шасси, что видно на фотографиях.

На другой марке этой же серии в действительности изображен самолет "Гризодубов-Райт" (№1), а не "Гризодубов-2" как написано на марке. Оба самолета, №1 и №2 похожи, использовалась одна и та же бипланная коробка. Но №2 имел один винт (на марке это было бы видно) и другую форму рулей и стабилизатора. На марке и на конверте, выпущенном к серии, присутствует еще и историческая ошибка в небо поднялся только четвертый самолет, моноплан сделанный по образцу самолета "Блерио", первые же три не летали.

Еще одна марка, очевидно, по замыслу авторов, посвященная первому советскому самолету принесла ряд ошибок. В серии 1976 г., если верить надписи изображен самолет П-Ivбис, поднявшийся в воздух в 1917 г. Взлетевший 28 февраля 1917 г. (отнюдь не при советской власти) первый самолет типа П-IV получил толкающий винт, а в гондоле располагались два человека в тандемных кабинах. Самолет же П-IVбис был дальнейшим развитием П-IV - с тянущей силовой установкой соседнее расположение ученика и инструктора. И поднялся он в небо уже в 1920 г. К тому же у всех самолетов серии П-VI были парные колеса, а на марке одиночные. Таким образом на этой марке изображен самолет похожий на П-IV но с неправильной датой первого полета.

НА ПОСЛЕДОК

В качестве иллюстрации на российской марке 1995 г. в серии к 50-летию победы была также использована реальная фотография боевого вылета звена Пе-2. Она достаточно часто используется в качестве иллюстрации в литературе, посвященной второй мировой войне. В статье "Герои марок - исторические личности" ( "Филателия", 2, 2004) указывается что это фото сделано капитаном Беляниным Г. Интересно было бы установить, когда была сделана фотография, какая воинская часть попала в с кадр. Так, как это можно сделать относительно марки Маршалловых островов 1995 г. Сюжет ее взят с реальной фотографии. На ней над Афинами бомбардировщик Do-217 под командованием обер-лейтенанта Бехте. Самолеты этой бомбардировочной эскадры, возможно даже те, что попали на фото, участвовали в 1941 г. в налетах на Москву. Вероятно, сюжет марки с Пе-8 (1945, 1946гг) так же сделан по фотографии. А рисунок с Ил-12 (СССР-Л1357) над сосной использован на двух марках в 1949 и 1955 гг. Такой поиск "фото - марка" интересен, может привести к неожиданным открытиям, поднять качество тематической коллекции.

Сергей Каргапольцев (http://www.aviatema.ru)


Каргапольцев Сергей (aviatema@mail.ru)
Полная и исправленная версия статьи с иллюстрациями будет опубликована в журнале "АвиатемА" первый номер которого планируется в первом квартале 2006 г.

[ на главную страницу ] -