ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: КОНСТРУКТОРЫ

рисунок конверта
Россия. 23.05.02.
Авиаконструктор, генерал-майор, доктор технических наук
В.М. Мясищев 1902-1978
Худ. А. Батов

Мясищев Владимир Михайлович
(28.09.1902 - 14.10.1978)

Советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Соц. Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
После окончания МВТУ (1926) работал в КБ (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов , ,. С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта . Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика "102" с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщикаи на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его "малой отдачей". Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. В 1946-51 Мясищев - заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 - профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4. Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ (М-6) - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. С 1956 В.М.Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М. Мясищева разработано новые методы проектирования. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г.
Осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике. В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной "ссылке" - начальник ЦАГИ. В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N` 23. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.
Самолеты конструктора на марках:

Литература.

  • Гай Д. И., Небесное притяжение, М., 1984
  • [ в каталог ]