ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА-4278, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-...
CCCР, 1974.


25.10.1972. ПК №8
50 лет гражданской авиации в СССР.

АК - 1
Самолет АК-1 (Александров и Калинин). Первый советский пассажирский самолет, построенный по специальному заказу на средства НТК УВВС. Перед ЦАГИ — организацией, его строившей, была поставлена задача — выяснить возможность постройки самолетов с толстыми крыльями деревянной конструкции и проверить применяемые методы расчета. Ведущая роль в создании самолета принадлежала Владимиру Леонтьевичу Александрову. Владимир Владимирович Калинин делал часть расчетов. Их же выполнял и Алексей Михайлович Черемухин. Был принят двигатель “Сальмсон” в 170 л. с.; самолет четырехместный, с возможностью размещения третьего пассажира в кабине при экипаже из двух человек. Схема — подкосный высокоплан.
Самолет строился на заводе ГАЗ № 5 “Самолет” с апреля по ноябрь 1923 г. Испытания были начаты 8 февраля 1924 г. Испытывал его летчик А. И. Томашевский. Благодаря вдумчивому проектированию и тщательному выполнению испытания прошли успешно и самолет, названный “Латышский стрелок”, был 15 июня 1924 г. торжественно передан в “Добролет”. На нем было выполнено несколько рейсов на аэролинии Москва — Казань, налетано было более 11 тысяч километров.
В 1925 г. самолет АК-1 участвовал в перелете Москва—Пекин, пролетев с 10 июня по 17 июля 7 тыс. км. Из Пекина были еще сделаны полеты по городам Китая.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]