ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 565, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-С75
CCCР, 1934.


ЦФА - 3831, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-3677
CCCР, 1969.

АНТ-20 "Максим Горький"
В октябре 1932 г. в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности Алексея Максимовича Горького родилась идея построить в честь великого писателя самолет-гигант для агитэскадрильи его имени. По инициативе известного журналиста М. Е. Кольцова был организован сбор средств на постройку самолета, давший в короткий срок 6 млн. руб. Для организации постройки самолета был образован Всесоюзный комитет, из его состава был выделен техсовет для разработки технических требований к самолету.
Самолет был создан в очень короткий срок. Он был начат постройкой 4 июля 1933 г., 3 апреля 1934 г. был вывезен на аэродром, а 24 апреля специальная комиссия произвела приемку самолета. 17 июня 1934 г. летчик-испытатель М.М. Громов на этом самолете выполнил первый полет продолжительностью 35 мин. 19 июня был второй полет над Красной площадью во время встречи челюскинцев. После заводских испытаний 18 августа был передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве ее флагманского самолета.
При создании самолета руководителями бригад были В. М. Петляков, А. А. Архангельский, Б. М. Кондорский (общие виды), В. Н. Беляев (расчеты прочности), Б. А. Саукке (ведущий инженер), Е. И. Погосский, А. А. Енгибарян (оборудование), Н. С. Некрасов и другие. Возглавлял всю работу А. Н. Туполев.
Вход в самолет был сделан в его нижней поверхности, где часть пола опускалась в виде люка-лестницы. Вошедший попадал как бы в переднюю, откуда шли двери и коридоры в кабины и отсеки, помещавшиеся в центроплане и в фюзеляже. Внутри было просторно, так как общая площадь “жилых помещений” была более 100 м2. Количество мест соответствовало восьми членам экипажа и 72 пассажирам. На борту самолета находилось разнообразное оборудование и средства агитации: громкоговорящая радиоустановка “Голос с неба”, несколько радиостанций, в том числе с дальностью передачи 2000 км, киноустановки, типография, фотолаборатория, АТС на 16 номеров для переговоров в самолете, пневмопочта, электростанция, работавшая от отдельного двигателя, и многое другое. В управлении самолетом впервые у нас был применен автопилот, сделанный из отечественных материалов.
Самолет “Максим Горький” просуществовал, к сожалению, недолго. 18 мая 1935 г. он погиб. Летчик ЦАГИ Н. П. Благин, сопровождая его на самолете И-5, решил сделать петлю вокруг крыла самолета-гиганта. Петлю сделал неграмотно и ударился о его крыло. Погибли 46 человек: летчик ЦАГИ И. С. Журов, летчик эскадрильи И. В. Михеев, 10 человек экипажа, 33 пассажира и виновник этой катастрофы Н. П. Благин.
После гибели самолета было решено построить дублер, но внести в него ряд улучшений: убрать тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых двигателей М-34ФРНВ 1000/1200 л. с., обеспечивавших ту же мощность при меньшем лобовом сопротивлении. Постройка первого самолета завершилась в 1938 г. Испытывал самолет М.М. Громов После испытаний самолет был передан в Аэрофлот. Серия не строилась. В 1940—1941 гг. самолет под маркой ПС-124 (Л-760) применялся как пассажирский (64 пассажира) на аэролннип Москва—Минеральные Воды. Во время войны он использовался для перевозки грузов в тылу. В одном из рейсов 14 декабря 1942 г. самолет был разбит при посадке, налетав всего 272 часа.

Вопрос к рисунку марок:
Самолет стрился в единственном экземпляре, но на марках рисунки самолетов отличаются, например, обтекателями шасси, размерами иллюминаторов, формой капотирования двигателей.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]