ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 488, Mh.- 501, Iv. - ..., Sc.- С60
CCCР, 1934. Спасение челюскинцев. Ляпидевский.


ЦФА - 564 , Mh.- 575, Iv. - ..., Sc.- С73
CCCР, 1935.


ЦФА - 4730, Mh.- 4624, Iv. - ..., Sc.- С112
CCCР, 1977. История отечественного самолетостроения


ЦФА - 5498, Mh.- 5378, Iv. - ..., Sc.- 5248
CCCР, 1984. 50 летие героического похода "Челюскина"

АНТ-4 (ТБ-1, "Страна Советов", Г-1)
Первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. В 1925 г. нигде в мире признаки бомбардировщика не были столь полно и удачно объединены в одном самолете, как это имело место в ТБ-1. Этот самолет стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей монопланной схемы, по существу единственной, нашедшей широкое применение. Это — приоритет нашей страны и заслуга А. Н. Туполева. Интересно также, что копирование схемы самолета ТБ-1 за границей началось лишь с 1930 г. (после его прилета в США). А конструктор через 5 лет после ТБ-1 выпустил четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 этой же схемы. Первый полет летчика А. И . Томашевского состоялся 26 ноября 1925 г. ТБ-1 строился серийно с лета 1929 г. до начала 1932 г. Он состоял на вооружении до 1936 г.
“Страна Советов” — серийный экземпляр ТБ-1 без вооружения. На таком самолете был выполнен исторический перелет Москва - Нью Йорк (23 августа — 30 октября 1929 г.) Экипаж самолета С А Шестаков, Ф. Е. Болотов (второй пилот), Б. В. Стерлигов (штурман) и Д. В Фуфаев (бортмеханик). Техническое руководство перелетом осуществлял В.М. Петляков, морской частью перелета руководил Р.Л. Бартини. Маршрут: Москва—Омск— Хабаровск—Петропавловск-на-Камчатке остров Атту—Сиэтлл— Сан-Франциско—Нью-Йорк. Общая протяженность воздушного пути 21 242 км была пройдена за 137 летных часов, из них 7950 км — от Хабаровска до Сиэттла самолет летел над водой. На этом участке сухопутное шасси заменялось поплавковым. Поплавки были взяты от самолета ЮГ-1, но нос их был удлинен на 0,4 м из-за большей массы самолета “Страна Советов” по сравнению с массой ЮГ-1. Самолетов “Страна Советов” было сделано два и оба были использованы, так как перелет не удался с первого раза. Начат он был утром 8 августа, в тот же день самолет достиг Омска, но на дальнейшем пути был разбит при вынужденной посадке в тайге в районе Читы. Экипаж остался невредим, вернулся в Москву и 23 августа снова вылетел по тому же маршруту, но на другом таком же серийном самолете.
Г-1. Самолеты ТБ-1 с М-17, снимаемые с вооружения, передавались в Аэрофлот и там еще долгое время использовались как транспортные сухопутные и поплавковые под названием Г-1 (грузовой первый). Обычно такие самолеты имели большой налет часов и несколько ремонтов, масса их бывала иногда на сотни килограммов большей, однако благодаря снятию вооружения летные качества их оставались в общем прежними. В Аэрофлоте самолеты Г-1 проходили дальнейшие ремонты, на них уже запрещалось перевозить пассажиров и они использовались лишь для транспортных перевозок, например для перевозки серы с рудников в районе Ашхабада. Они использовались, что называется, до предела и списывались после многих лет службы налетом в несколько тысяч часов. Никаких поломок в воздухе по причине ослабленной прочности ни было.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]