ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 989, Mh.- 980, Iv. - ..., Sc.-992в
CCCР, 1945.


ЦФА - 1032, Mh.- 1017, Iv. - ..., Sc.-993
CCCР, 1946.

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42)
Проектирование самолета велось с июля 1934 г. бригадой В. М. Петлякова под руководством А. Н. Туполева. Ввиду отсутствия в то время подходящих высотных двигателей было принято довольно оригинальное решение: к четырем двигателям самолета добавить еще один исключительно для вращения центробежного нагнетателя, обеспечивающего наддув и высотность четырех двигателей. В июне 1935 г. были отработаны технические требования на агрегат центрального наддува (АЦН). Первый экземпляр самолета был выпущен осенью 1936 г. Первый полет (М. М. Громов и Н. С. Рыбко) состоялся 27 декабря. Отмечалось, что самолет на большой высоте превосходит по скорости все известные тяжелые бомбардировщики и сравнялся с лучшими истребителями.
Всем было ясно, что самолет очень хорош, что создан первый высотный скоростной бомбардировщик, полностью отвечающий требованиям своего времени и предвосхитивший развитие этого класса самолетов на несколько лет вперед. Но этот бомбардировщик нуждался в надежных двигателях достаточных мощности и высотности. Таким двигателем для него оказался высотный АМ-35А в 1200 л. с. С этими двигателями самолет ТБ-7 с 1940 г. начал строиться серийно. Ответственным за серийное производство был назначен главный конструктор завода И. Ф. Незваль. После гибели В. М. Петлякова в 1942 г. за самолетом утвердили название Пе-8.
С двумя тоннами бомб при полной заправке максимальная дальность полета Пе-8 составляла: с двигателями АМ-35А—3600 км, с М-40 или М-30—5460 км, с М-82—5800 км. В особых случаях дальность полета могла быть и большей. Например, в перелете Э. К. Пусепа 24—30 мая— 2 июня 1942 г. в Англию и США и обратно с дипломатической миссией. Для этого перелета были установлены дополнительные баки и кислородные баллоны.
Самолет ТБ-7 (Пе-8) создавался и входил в жизнь в трудных условиях неполной ясности вопроса о том, в какой мере необходим нам тяжелый стратегический бомбардировщик при условии, что на него идет много дефицитного дуралюмина. Всего было выпущено около 80 самолетов.
Тем не менее самолет ТБ-7 оставил заметный след в истории нашей авиации. На нем летали бомбить Берлин в первые месяцы войны (командир дивизии Водопьянов). Авиация дальнего действия (АДД) выполнила ряд операций на этих самолетах. На ТБ-7 впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактические, чем стратегические. В мае 1943 г. на нем бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. 5-тонные бомбы сбрасывались на немецкую ударную группировку. После войны Пе-8 служили как транспортные для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике,

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.2
  • [ в каталог ]