ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 444-448, Mh.- ...,
Iv. - ..., Sc.-С40-44, 45-49(бз)

CCCР, 1934.

ЦФА - 561, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-С73
CCCР, 1937.

ЦФА - 3829, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-3675
CCCР, 1969.

Mh.- ..., Iv. - 849, Sc.-816
Сан-Марино, 1973.

ХМК -
СССР.11.01.90. Худ. Ю. Жуков

АНТ - 9 "Крылья советов"
Пассажирский самолет на девять мест при экипаже в два человека, высокоплан с просторной кабиной. Создание такого самолета было вполне своевременным. В 1927 г. стала ощущаться потребность в солидном пассажирском самолете отечественной конструкции, достойном нашей страны, взамен немецких самолетов. В октябре 1927 г. был поставлен вопрос о создании большого пассажирского самолета и в декабре было поручено ЦАГИ его проектирование. В октябре 1928 г. был утвержден макет самолета, а к 1 мая 1929 г. ударными темпами постройка его была закончена и самолет был выставлен на Красной площади в Москве для обозрения. В мае—июне проходили госиспытания самолета, вовремя которых 6—12 июня был совершен перелет Москва—Одесса—Севастополь—Одесса—Киев—Москва (экипаж — М.М. Громов, Михеев, Спирин). Вслед за ним, с 10 июля по 8 августа, на этом самолете, получившем название “Крылья Советов”, М.М. Громов с восемью пассажирами выполнил выдающийся международный перелет по маршруту Москва—Травемюнде—Берлин—Париж—Рим—Марсель — Лондон—Париж—Берлин—Варшава—Москва протяженностью 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 177 км/ч.
С мая того же года было начато внедрение самолета в серийное производство. Было ясно, что самолет получился удачным, а конструкция его — доведенной. С самолетом не было трудностей в эксплуатации, но они возникли с двигателями. Взамен импортных “Титанов” решено было ставить отечественный двигатель М-26 в 300 л. с. Однако из-за выявившихся дефектов эти двигатели вскоре были сняты с производства и самолеты АНТ-9 пришлось переделывать под два двигателя М-17. Лишь на нескольких из них были установлены двигатели “Райт” в 300 л. с. с трехлопастными металлическими винтами изменяемого на земле шага и с немного увеличенным вертикальным оперением (его потом стали делать на всех АНТ-9). Всего за 1931—1932 гг. было выпущего около 70 самолетов в основном с М-17. Самолет с надписью "Крестянская правда" (см. марку 1934 г.) входил в востав агитэскадрильи им. Максима Горького.
В 1933 г. два самолета с “Райт” были переданы в Дерлюфт для эксплуатации немцами, которые обтянули крыло полотном поверх гофра, чем несколько увеличили скорость. Несколько АНТ-9 с “Райт” использовались в ВВС в качестве штабных самолетов. В 1932-33 г. крыло АНТ-9 было переделано путем постановки на его центроплане двух двигателей М-17 с самолета Р-6 или (КР-6). В таком виде самолет, названный ПС-9 (в количестве около 60 экземпляров), в 1933—1943 гг. с успехом применялся в ГВФ особенно на авиалиниях небольшой протяженности, в частности в Средней Азии и в Закавказье. ПС-9 применялся в Великой Отечественной войне для различных перевозок на фронтах под Сталинградом, Курском, Белгородом и в других местах. Цельнометаллическая конструкция полностью себя оправдала.

На марке ошибка: СССР, 1934 - в составе эскадрилдьи с надписью "Крестьянская правда" был серийный самолет, а на марке изображен самолет с двумя двигателями "Титан", который на серийных самолетах не устанавливался.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]