ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 1799
Вьетнам, 1987

АРК-3 (Арктическии-3, АРК-3-1, МП-2)
В 1933 г. в КБ Четверикова началось проектирование морского двухмоторного дальнего разведчика, обладавшего скоростью 300 км/ч и дальностью полета до 3000 км. Задания на такой самолет не было. Четвериков предложил его Главсевморпути в качестве арктического для целей ледовой разведки, связи и перевозок на севере. Предложение было принято, деньги отпущены, и в связи с этой работой И. В. Четверикову была предоставлена производственная база в СевастополеСамолет был закончен постройкой в начале 1936 г.
Схема самолета АРК-3 была не совсем обычной. Тандемная установка двигателей над лодкой и крылом довольно редко встречалась в мировой практике. Масса мотоустановки была минимальная, защита винтов от воды очень хорошая. Решение было правильным и единственно возможным в части размещения двигателей в небольшом самолете. Особенностью конструктивного выполнения АРК-3 были минимальные габаритные размеры самолета. В самолете все было до предела облегчено. Масса его была рекордно малой. При его размерах и двигателях даже аналогичные сухопутные самолеты весили обычно на тонну больше.
Испытания были завершены в сентябре 1936 г. В целом самолет был признан хорошим и решено было заказать его военный вариант с вооружением. Это решение предвидели, и второй экземпляр АРК-3-2 начали строить уже вслед за первым (который стали называть АРК-3-1). АРК-3-1 прошел доводку, и были устранены дефекты. 25 апреля 1937 г. на АРК-3-1 был установлен международный рекорд высоты полета с контрольным грузом 1000 кг. Летчик А. В. Ершов достиг высоты 9190 м 1. Был дан заказ на пять самолетов. Дальнейшие полеты закончились катастрофой, 14 июля при грубой посадке мотоустановка упала вперед и убила летчика.
Второй экземпляр самолета АРК-3 был выпущен в мае 1938 г. с двигателями М-25А. Он был оборудован и вооружен как дальний морской разведчик. К двум стрелковым точкам была добавлена выдвижная кинжальная стрелковая установка за задним реданом. Масса пустого самолета с оборудованием возросла на 400 кг. Однако его постигла та же участь, что и АРК-3-1. В воздухе отломался хвост лодки в сечении над вырезом кинжальной установки. Дальнейшие работы по самолету были прекращены.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]