ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 3301, Mh.- 3171, Iv. - ..., Sc. ...
1969

Бе-10
Морской разведчик-торпедоносец Бе-10 - цельнометаллическая летающая лодка с двумя турбореактивными (впервые на гидросамолетах) двигателями, высокорасположенным стреловидным крылом (впервые на гидросамолетах). Также впервые было установлено катпултируемые кресла. Самолет разработан в КБ Бериева.
Самолет Бе-10 для отработок и прохождения летных испытаний в ноябре 1955 г. был отбуксирован сначала в порт Мариуполь, а затем в специальном самоходном доке по Азовскому и Черному морям перебазирован на заводскую базу в Геленджик. 20 июня 1956 г. состоялся первый двадцатиминутный полет. Бе-10 испытывался и доводился в течение шести лет. Еще до окончания государственных испытаний было принято решение о пуске его в серию. Эта машина выпускалась на Таганрогском серийном авиационном заводе с 1957 по 1961 г. Всего было выпущено 26 машин. Все серийные самолеты Бе-10 поступали в распоряжение одной из воинских частей ВВС Черноморского флота.
Бе-10 был первым в мировой практике реактивным гидросамолетом, доведенным до серийного производства. О техническом уровне этой машины свидетельствуют 12 официально зарегистрированных мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности, установленных в 1961 г. по классу гидросамолетов.
Упоминаний о гражданском варианте Бе-10 найти не удалось. Видимо, рисунок самолета на марке в раскраске "Аэрофлота" - фанатзия художника.

Литература.
История конструкций самолетов в СССР, 1951-65.
Скорость и комфорт ("Филателия", 7.1977)

[ в каталог ]