ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


СССР, ПК ОМ 10.12.73



ГДР, ПК 1983,
в серии "25 лет космической эры"

БИ-1
Самолет БИ (БИ-1) (Березняк и Исаев) —экспериментальный, первый истребитель-перехватчик с ЖРД — жидкостным реактивным (ракетным) двигателем. Самолет имел необычайно малые размеры: размах крыла — 6,48 м, длину — 6,4 м и площадь крыла всего 7,0 м2. Вооружение: две пушки ШВАК с 90 снарядами и 38 кг бомб. Двигатель Д-1А-1100 Леонида Степановича Душкина и Владимира Аркадьевича Штоколова с практически достигнутой к этому времени тягой 1100 кгс.
Конструкторы самолета БИ — инженеры Александр Яковлевич Березняк и Алексей Михайлович Исаев — сотрудники ОКБ В. Ф. Болховитинова. Березняк был начальником бригады механизмов, Исаев — двигателей. Ранней весной 1941 г. они по своей инициативе начали разработку эскизного проекта истребителя нового типа — с ЖРД, обещавшего скорость 800 км/ч и болeе. С началом войны они предложили Болховитинову подать проект постановления. Письмо было отправлено 9 июля 1941 г . Предложение было одобрено, принято А. И. Шахуриным и А. С. Яковлевым, был составлен проект постановления, которое через несколько дней было утверждено. Все ОКБ Болховитинова было объявлено «на казарменном положении», работали не выходя с завода месяц и десять дней. К 1 сентября первый экземпляр был отправлен на испытания в НКАП. Самолет без двигателя испытывал Борис Николаевич Кудрин. В 15 полетах были сняты все характеристики. До эвакуации 16 октября 1941 г. большего сделать не удалось. Когда все было перебазировано на Урал, на самолет с установленным на нем двигателем был назначен летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Б. Н. Кудрину помешала болезнь. После полной наладки силовой установки и других доработок удалось приступить к полетам с двигателем (он был получен в апреле 1942 г.). 15 мая 1942 г. капитан Бахчиванджи выполнил первый полет на БИ-1
Была построена войсковая серия в восемь самолетов БИ-1 (их называли также БИ-2). На одном из них летал Б. Н. Кудрин по возвращении в Москву, больше полетов не было. Была попытка — незавершенная — на одном из самолетов сделать кабину герметической путем оклейки всех швов резиновыми полосками. Вскоре стало ясно, что самолет БИ как истребитель принят быть не может из-за чрезмерно малой продолжительности полета, что не покрывалось полуторакратным перевесом в скорости. Самолет БИ послужил для накопления опыта в подобного рода работах — в других проектах истребителей с ЖРД и в установках ЖРД на поршневых самолетах в качестве временных ускорителей полета.
Самолеты такого типа строились за рубежом раньше, чем у нас, но только все они были экспериментальные, без стрелкового вооружения, а БИ все-таки был полноценным истребителем в этом смысле, хоть в деле и не применялся.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.2
  • [ в каталог ]