ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


Россия. ХМК. 20.05.02

ДБ-А
В 1933—1934 гг. при серийной постройке самолета ТБ-3 возникла мысль капитально модернизировать самолет или выпустить на его основе новый с тем, чтобы добиться значительного улучшения его показателей. Завод по своей инициативе, поддержанной главком, пригласил группу преподавателей и инженеров Военно-воздушной академии (около 20 человек) которую возглавил В.Ф. Болховитинов. В 1934 г. на заводе было организовано ОКБ, где весьма оперативно были спроектированы и построены два экземпляра нового самолета. А. Н. Туполев от этой работы отказался, так как проектировал более совершенный ТБ-7.
Самолет был выпущен в ноябре 1934 г., первый полет — в мае 1935 г. Самолет ДБ-А показал преимущества перед ТБ-3. 10 ноября 1936 г. летчики М. А. Нюхтиков и М. А. Липкин подняли на этом самолете груз 10 т на высоту 7032 м, а 20 ноября — груз 13 т на высоту 4535 м, установив два международных рекорда. 14 мая 1937 г. летчики Г. Ф. Байдуков и Н. Г. Кастанаев со штурманом-радистом Л. Л. Кербером выполнили перелет по маршруту Москва—Мелитополь—Москва на расстояние 2002,6 км за 7 ч 2 мин 11,7 с с контрольным грузом 5 т, установив два международных рекорда скорости 280 и 246 км/ч на дистанциях 1000 и 2000 км с нагрузкой 5 т. Успехи самолета навели на мысль применить его для трансарктического перелета через Северный полюс в Америку. На этом же первом экземпляре самолета, получившем обозначение Н-209, были проведены некоторые конструктивные улучшения. Для перелета был составлен экипаж во главе с С.А. Леваневским. самолет вместе с экипажам пропал бесследно после того, как пересек Северный полюс.
Была заложена серия в 16 самолетов, из них сдано в 1939 г. 12 самолетов. В 1940 г. производство было прекращено ввиду запуска в серию самолета ТБ-7, обладавшего значительно более высокими летными качествами. Самолет ДБ-А остался лишь переходным типом к скоростному тяжелому бомбардировщику. Но из-за того, что самолет ТБ-7 выпускался с большими перерывами и два раза снимался с производства, а потом опять восстанавливался, была даже мысль выпустить еще несколько серий ДБ-А.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.2
  • [ в каталог ]