Филателистический каталог - самолеты:Фарман - IV
ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - ..., Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
СССР, 1974, 6 к.


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 898
Уругвай, 1974


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. c321
Нигер, 1983.


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 519
Сан-Марино, 1962.



ХМК -
СССР 11.07.74. 6 к.
"Россия-А" (1910)
Худ. А. Коврижкин, М. Швецов

ХМК -
СССР. 09.06.81, 4 к.
Один из первых русских летчиков
М.Н. Ефимов. 1881-1919. Портрет и летящий самолет “Фарман”.
Художник Г. Кравчук.

ХМК -
Россия. 21.12.2000, “А”.
Один из первых летчиков
С.И. Уточкин, 1876 – 1916.
Художник Л. Зайцев.

ХМК -
Украина. 2001. "Д".
Сергiй Уточкiн.1876-1916.
Текст на обороте: Сергiй Уточкiн (1876-1916) - украiнский спортсмен-авiатор.
Худ. Н. Аникина

ХМК -
Украина, 1997, “Д”
Л.М. Мациевич (1877-1910) один з перших вiтчизняних пiлотiв.
Худ. Кузнецов Г.Ю.

Фарман - IV
Принадлежал к числу наиболее распространенных и популярных в России самолетов в 1909—1916 гг. Начиная с 1909 г. на нем прошли обучение тысячи первых авиаторов, в том числе сотни русских. Для военных целей самолет не применялся. В 1910—1916 гг. самолеты типа “Фарман-IV” строились в России во многих вариантах, с различными двигателями, разных размеров и со значительными отклонениями от первоначальной схемы. Во Франции было приобретено лишь несколько экземпляров, а построено было на русских заводах, в летных школах, в мастерских авиаторов много сотен. На этом самолете летали первые русский авиаторы Михаил Ефимов, Сергей Уточкин, Лев Мациевич.
По количеству экземпляров “Фарманы” были наиболее многочисленной группой иностранных самолетов в России, особенно до 1915 г. Их было построено на русских заводах свыше полутора тысяч экземпляров разных типов. Большинство “Фарманов” закончило свое существование к 1918 г. Все “Фарманы” представляли собой одномоторные ферменные бесфюзеляжные бипланы, с толкающим винтом.
На "Фарманах-IV" в небо поднимались первые пилоты не только Франции, России но и в других странах. Поэтому он часто встречается на марках посвещенных истории авиации.
Комментарии к рисункам.
Широким распространением Фарманов можно объяснить ошибку на советской марке 1974 г., вместо планировавшегося самолета "Россия-А" оказался фарнцузский биплан. Самолет "Россия-А" был сделан на основе "Фармана-III" в 5 экземплярах, и внешен не значительно отличался от "Фармана-IV", разве что оперением и конструкцией шасси, что видно на фотографиях.

"Фарман-IV"

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • "Филателия", 1975
  • [ в каталог ]