ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА- 4873, Mh.- 4756, Iv. - ..., Sc. - ...
CCCР, 1978


ЦФА- 3800, Mh.- 3673, Iv. - ..., Sc. - ...
CCCР, 1969


Россия, 2004


Mh.- 1037, Iv. - 875, Sc. - 941
Монголия, 1976


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. - ...
Сен-Китс, 2003, третья марка в блоке

И - 16 (ЦКБ-12)
Один из самых известных советских истребителей, не был похож на другие самолеты и не был подражанием каким-либо из них. Он создавался Н.Н. Поликарповым как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький, “как мушка”, И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. По тому времени — декабрь 1933 г. — это был действительно выдающийся самолет, первый в мире серийный и массовый истребитель-моноплан, положивший начало распространению такой схемы. Путевку в жизнь ему дал В.П. Чкалов.
Самолет применялся о войнах в Испании (Грицевец, Жердев) на Халхин-Голе (Кравченко, Рахов), в Китае (Супрун) с белофиннами и на фронтах Великой Отечественной войны (Сафонов, Лавриненков, Амет-Хан Султан, Талалихин, Шестаков). Последние И-16 были изъяты из фронтовых частей в 1943 г.
Самолет И-16 выпускался в течение семи лет, имел ряд модификаций, характеризовавшихся неуклонным возрастанием массы при тех же габаритных размерах, ростом мощностей двигателей и улучшением вооружения. В течение серийного выпуска с 1934 по 1942 гг. было изготовлено 10292 самолета. Первые машины имели двигатель М-22 мощностью 480 л.с., истребители последних вариантов - М-62 (1000 л.с.) и М-63 (1100 л.с.). Вооружение также было различным у разных серий: наиболее массовый в военное время И-16 тип 24 был оснащен четырьмя 7,62-мм пулеметами ШКАС, И-16 тип 27 - двумя 20-мм пушками и двумя ШКАСами, И-16тип 29 - одним 12,7-мм пулеметом и двумя ШКАСами. Для атак воздушных и наземных целей использовались 82-мм реактивные снаряды, а в случае необходимости истребитель мог нести до 200 кг бомб. На нескольких модификациях был также закрытый фонарь кабины пилота, как показано на марке СССР 1978 г.

Литература.

  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. т.1
  • [ в каталог ]