ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ

вся карточка
СССР. 25.10.72.
Рисунок марки с ПК
50 лет Гражданской авиации СССР

"КОМТА"
Самолет КОМТА 1 (или КОМПТА) — сокращенное обозначение Комиссии по тяжелой авиации при Бюро изобретений ВСНХ, образованной в 1920 г. для разработки проекта и постройки большого самолета на смену устаревшим “Муромцам”. Председателем был Н. Е. Жуковский. В комиссию вошли: Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, В. А. Архангельский, В. Л. Моисеенко, В. Л. Александров, А. А. Байков, М. В. Носов, А. М. Черемухин, К. К. Баулин и А. Н. Туполев (практически не работавший в КОМТА). При выборе схемы самолета было решено не придерживаться схемы “Муромца”. Возникла идея триплана. Н. Е. Жуковский не возражал. Мысль казалась многообещающей, компактность трипланной схемы сулила весовые и другие преимущества. Решено было строить самолет под два двигателя “Фиат” по 240 л. с. (хоть и старого типа, но надежные и имевшиеся на складах).
Самолет был выполнен по схеме триплана с высокой коробкой крыльев, коротким фюзеляжем и бипланным оперением. Фюзеляж был расчалочный с полотняной обтяжкой, кабина была 10-местной. Вся конструкция была сделана по типу “Муромцев”.
Зимой 1922—1923 гг. произвел руление и пробежку по прямой А. М. Черемухин, потом осенью 1923 и весной 1924 г. на нем летали А. И. Томашевский и Б. Н. Кудрин. Была достигнута скорость 130 км/ч и высота 600 м с неполной нагрузкой. Выяснилась принципиальная непригодность трипланной схемы малого удлинения и невозможность получить удовлетворительные летные данные. Самолет был передан в школу “Стрельбом” в Серпухове.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]