ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ХМК -
Россия, 28.12.99.
Худ. А. Безменов.


ХМК ОС и СГ Белоруссия.2003.


Mh.- ...., Iv. - ..., Sc.-С172
Монголия, 1975

Ла-5 , Ла-5ФН
Самолет конструкции С.А. Лавочкина. Отличие от других истребителей - двигатель воздушного охлаждения. Инициатором работ по установке М-82 на ЛаГГ стал заместитель Лавочкина С.М. Алексеев. Вооружение - две синхронные пушки ШВАК и два пулемета калибра 12,7 мм - тоже синхронные. В марте 1942 г. летчик-испытатель В.Я. Мищенко поднял в воздух будущий Ла-5. Первые десять самолетов переделали из незаконченных ЛаГГ-3 и направили на фронтовые испытания. Конструктивно Ла-5 практически аналогичен ЛаГГ-3. Изменения коснулись передней части фюзеляжа, они связаны с установкой нового двигателя и вооружения.
Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.
К концу 1942 г. моторостроители создали модификацию двигателя М-82 котрая имела повышенную мощность. В декабре 1942 г. этот мотор успешно прошел летные испытания на истребителе Ла-5. В ОКБ С.А.Лавочкина под этот мотор разрабатывался новый вариант самолета Ла-5, в котором конструкторы реализовали почти все рекомендации ЦАГИ по улучшению его аэродинамики, снизили вес благодаря замене деревянных лонжеронов крыла металлическими, а также за счет других изменений в конструкции самолета, усовершенствовали систему выхлопа и др. Внешне самолет отличался от Ла-5 каплевидным фонарем длинным всасывающим патрубком над капотом двигателя. В марте 1943 г. началось серийное производство.
По настоящему массово Ла-5ФН начали использовать на Курской дуге, где столкнулись в воздухе две новинки, приготовленные противниками к летним боям 1943 г. - Ла-5ФН и Fw.190A. Бои показали, что, несмотря на все свои многочисленные достоинства, "фоккер" в качестве истребителя воздушного боя уступает "Лавочкину". На Лавочкиных начал боевой путь И.Н. Кожедуб. Совершил свой подвиг А.К. Горовец. Ла-5ФН, то в 1943 г. по комплексу летных характеристик он стал сильнейшим серийным советским истребителем воздушного боя.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.2
  • [ в каталог ]