ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА-..., Mh.- 197, Iv. - ..., Sc.- SP18
РСФСР. 1922.
В помощь голодающим

“Ньюпор-IV”
Семейство самолетов “Ньюпор”, представленное рядом типов, имело, пожалуй, наиболее широкое распространение в России начиная с 1911 г. Свое название эти самолеты получили по имени французского летчика и конструктора Эдуарда Ньепора, который в в 1910 г. построил свой очень удачный самолет. Возникла фирма, выпускавшая самолеты под названием “Ньюпор”, которые стояли на довольно высоком уровне для своего времени. Русское военное ведомство покупало почти все типы. “Ньюпоров”, и уже с 1912 г. началась их постройка в России по чертежам и образцам. Всего в России их было построено более тысячи (до 1920 г.). Они широко применялись в авиации старой армии, затем в гражданской войне как боевые самолеты, а затем вплоть до 1925 г, — как учебные.
“Ньюпор-IV” ( “Ньюпор с ложкой”). Этот самолет был одним из популярных начиная с 1912 г., несмотря на то, что он не имел определенного военного назначения, редко нес стрелковое вооружение и имел несколько необычное управление. В военных действиях он применялся лишь как разведчик до 1916 г.; потом до 20-х годов самолет служил как учебный. Схема “Ньюпора-IV” — расчалочный среднеплан, одноместный, но с возможностью посадки второго человека непосредственно за спиной летчика (“в затылок”). Оба сиденья расположены были на бензобаке. Своеобразным было рессорное шасси, снабженное впереди противокапотажной “ложкой” под винтом. Управление самолетом было необычным и больше нигде не встречалось. Перекашиванне крыльев, заменявшее действие элеронов, производилось ногами; повороты — отклонением ручки в сторону, управление рулем высоты — той же ручкой. В 1911 г. такая система управления получила признание ввиду большого распространения “Ньюпоров”. Была даже мысль ввести такую схему управления на всех самолетах, но позднее, когда элероны повсеместно вытеснили перекашивание, она потеряла свое значение. Еще одна особенность — фюзеляж с глубокой посадкой летчика (кроме головы и плеч, полностью скрытого в фюзеляже), благодаря чему улучшилась аэродинамика самолета.
Первые экземпляры самолетов “Ныопор- IV” с двигателем “Гном” в 50 л. с. появились во Франции в конце 1911 г. и прибыли в Россию в 1912 г. Здесь они строились и совершенствовались. Всего было выпущено около 300 экземпляров.

К рисунку марки
Каталог "Michel" в описании этой марки приводит самолет . Но он достаточно сильно отличался от изображенного на рисунке марки. В пользу "Ньюпора" можно отметить следущее:
- популярность этого самолетав России, (более 300 экз. и использование до 20-х гг.), а "Таубе" был в 2 экземплярах;
- особенности конструкции: форма крыльев, оперения, поднятый фюзеляж, каботажная лыжа.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров В.Б, т.1
  • [ в каталог ]