ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 4727, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
1977

П - IV бис
Конструктором А.А, Пороховщиковым в разное время с февраля 1917 г. до весны 1923 г. было построено несколько учебных самолетов под литерами П - IV, П - IV бис, П - IV 2 бис. Во всех самолетах была одна и та же бипланная коробка трехстоечная с элеронами на верхнем крыле и тот же ферменный расчалочный хвост с монопланным горизонтальным оперением. Различия были главным образом в гондоле с силовой установкой, которая делалась или тянущей (чаще) или толкающей, в шасси и размещении сидений инструктора и курсанта.

На марке, выпущенной в 1977 г . есть неточности. Вот несколько строк из описания самолетов Пороховщикова из книги Шаврова (с. 308).
“Самолет П - IV (см. схему) был выпущен 27 февраля 1917 г., имел гондолу с толкающим винтом. Сиденье ученика было впереди, сиденье инструктора - сзади”. “Самолет П - IV бис - схема та же, что у предыдущего самолета, но гондола с тянущей силовой установкой и сиденья раположены рядом”.
“Во всех типах самолетов шасси имело парные наклонные стойки и было очень прочным. Колеса так же были парными”.
На марке мы видим самолет с тянущим винтом, с сиденьями инструктора и ученика, расположенными рядом, и с шасси с одной стойкой. Таким образом, на рисунке изображен самолет, похожий на П - IV бис, но с другими шассии. Хотя дата полета указана для первого самолета Пороховщикова - П - IV, тогда как П - IV бис был выпущен в 1920 г.


Схема самолета П - IV

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]