ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА -..., Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-...
СССР


ХМК-
Россия, 15.09.2004. Серия "Гидросамолеты".
Самолет-амфибия Ш-2
Худ. А. Тарасов

Ш-2
Трехместная амфибия, летающая лодка-полутораплан с двигателем М-11 мощностью 100 л. с. на верхнем крыле. Шасси поднималось, на осях его могли устанавливаться колеса или лыжи.
Нижние крылья с поплавками боковой остойчивости были своеобразной конструкции, насколько известно, не встречавшейся ни в каких других самолетах мира. Представляя собой водонепроницаемую фанерную конструкцию, расположены были вблизи ватерлинии, но при отсутствии крена воды не касались. Боковая остойчивость достигалась поплавками, составлявшими одно целое с крылом. В случае аварии и разрушения лодки на воде нижние крылья с поплавками, состоявшие из 12 отдельных водонепроницаемых отсеков, надежно поддерживали самолет на воде.
Самолет был построен на заводе “Красный летчик” в Ленинграде и 11 ноября 1930 г. испытан в полете Головной экземпляр Ш-2 был выпущен 1 апреля 1932 г. Это был первый советский серийный гидросамолет. Самолет строился серийно в 1932—1934 гг. Выпущено было несколько сотен экземпляров. В 1934 г. выпуск Ш-2 на заводе был прекращен, но с 1939 г. он стал выпускаться в системе ГВФ, на ремонтных базах. Общая численность заново выпущенных с 1940 г. самолетов — несколько сотен. Так самолет продолжал жить.
Самолет Ш-2 нашел широкое применение в летных школах и аэроклубах как учебная лодка и амфибия, на аэролиниях Севера, Сибири и Дальнего Востока, применялся в Арктике, был на кораблях “Челюскин”, “Литке”, “Красин” и других для ледовой разведки. Использовался для рыбных промыслов, геологоразведочных и других экспедиций, в лесном хозяйстве и для связи. Применялся и в годы Великой отечественной как связной и санитарный самолет. Самолет Ш-2 оказался одним из наиболее долговечных в мире, он применялся более тридцати лет — до 1964 г., не уступая самолету У-2 (ПО-2), рекордному по долговечности.

В филателии.
Впервые самолет Ш-2 появился на марке еще в 1934 г. В серии, посвященной спасению "Челюскинцев" его можно рассмотреть на одной из марок в небе над кораблем. Хотя рисунок очень мелкий, но на борту "Челюскина" был именно Ш-2 летчика Бабушкина. Марка, посвященная непосредственно самолету-амфибии Ш-2 увидела свет только в 1977 г. в серии "Развитие самолетостроения в СССР". И в 2004 г. в серии "Гидросамолеты" вышел конверт на котором изображен самолет-амфибия с бортовым номером "СССР-42707"

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]