ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ
Spitfair MkV

из малого листа, Спитфайр MkV
Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 2769f
Гренада, 1998

к 75-летию ВВС, Спитфайр MkVb
Mh.- 2348, Iv. - ..., Sc. ...
Португалия, 1999.

...
Mh.- ..., Iv. - 2125, Sc. - 1823d
Гамбия, 1996.
Spitfair MkIX

из малого листа, Спитфайр MkIX
Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 2769a
Гренада, 1998

Supermaine Spitfire
Лучший британский истребитель Супермарин "Спитфайр". Сыграл главную роль в Битве за Британию.
Первые Спитфайры появились у нас еще до начала официальных поставок из Британии. Несколько самолетов были переданы ВВС Северного флота после совместных операций. Первые разведчики модификации P.P. Mk.lV в сентябре 1942 г. участвовали в проводке конвоя PQ18, по окончанию операции самолеты передали в 118 орап. В сентябре 1943 г еще группа разведчиков модификации P.R.Mk.lV вела разведку Алтьен-фиорда, линкоров "Тирпиц" и "Шарнхорст". И снова самолеты остались в составе того же полка. Именно они 1 апреля 1944 года еще раз вели разведку места стоянки "Тирпица", по которому затем нанесли решающий удар бомбардировщики "Ланкастер". "Спитфайры"-разведчики участвовали и в подготовке Печенго-Киркенесской наступательной операции наших войск. Всего за годы войны авиация Северного флота получила 10 P.R.Mk.lV, но в строю одновременно находилось не более 3-4 машин.
Официально поступление "Спитфайров" в СССР началось весной 1943 года. Это были первые поставки их из Великобритании за границу. Они поступилина вооружение 57 гв. и 821 иап, успешно участвовавшие в боях на Кубани и Дону. Но вскоре самолеты были переведены в истребительные полки ПВО, позволявшие с максимальной отдачей использовать их особенности. С февраля 1944 года начали поступать в СССР Mk IX, отличавшие большей высотностью. Советские "Впитфайры" в боях практически не участвовали, несли службу ПВО под Ленинградом, на Черноморском флоте. Всего поступило 146 самолета Спитфайр Мk.V, 1188 Mk IX.
Относительный неуспех "спитфайров" на советско-германском фронте перечисленных выше, объясняется просто: самолет создавался для средних и больших высот - именно на них истребителям Королевских ВВС приходилось отражать налеты люфтваффе на Британию. Советская же истребительная авиация работала в основном на малых высотах (до 3000-4000 м), прикрывая свои наземные войска и сопровождая фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Таким образом, британские и советские истребители создавались для совершенно разных боевых задач.

В фиалтелии
Самолет "Спитфайр" различных модификаций широко представлен в филателии. Ряд стран выпустили серии и малые листы посвященные только Спитфайру. А на марке Гамбии 1996 изображен МК-VВ с красными звездами, т.е. в составе ВВС Красной Армии. В связи с этим для иллюстраций были выбраны марки на которых указана модель "Спитфайра", используемого на Восточном фронте. (т.е. Mk IV, Mk V, Mk IX)
Дургие марки с изображением этого истребителя смотрите на следующих страницах. ] - [ 2 ]

Литература.

  • "Моделист-конструктор", № 5, 1995.
  • Швабдиссен В. Сталинские солколы. М.:Харвест, 2002.

    [ в каталог ]