ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - ..., Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. C72
1937

ОСГА-101 (СПЛ, “Гидро-1”)
В 1931 г. И. В. Четвериков предложил УВМС построить самолет для подводных лодок (СПЛ). Предложение было принято и самолет начал строиться в НИИ ГВФ в двух экземплярах, причем первый строился в варианте амфибии (он и попал на марку) для испытания на суше. Этот самолет не был складывающимся и предназначался для проверки схемы в полете, назывался он ОСГА-101 (по наименованию отдела глиссеров НИИ). Выпущен был весной 1934 г. и без осложнений прошел испытания на суше и на воде, подтвердив жизненность принятой схемы.
Второй экземпляр был закончен постройкой к декабрю 1934 г., перевезен в Севастополь и там были проведены его испытания, законченные 29 августа 1935 г. (летчик А. В. Кржижевский). Самолет СПЛ имел ряд интересных особенностей. Схема —летающая лодка-моноплан с коротким однореданным корпусом и хвостом в виде трехгранной фермы, несущей оперение. Установка двигателя М-11 с тянущим винтом при складывании опрокидывалась назад и нижние узлы ее задних подкосов скользили по трубам хвостовой фермы. Консоли крыла складывались поворотом назад вместе с подкрыльными поплавками. Управление двигателем было тросовое и при складывании не разнималось, все тросы шли в боуденовской оболочке. Сложенный самолет “вписывался” в цилиндр диаметром 2,5 м и длиной 7,45 м. В результате испытаний самолет получил следующую оценку: хорошие летные качества, малые габариты в сложенном виде, время складывания 3—4 мин, подготовка к полету 4—5 мин, однако недостаточны мореходные качества (сложность взлета при обычной в открытом море волне). Все хорошо понимали, что большего от самолетов такого класса требовать нельзя, поэтому интерес к нему прошел. В 1936 г. самолет был отправлен на Международную авиационную выставку в Милан как интересный экспонат.
21 сентября 1937 г. летчик А. В. Кржижевский установил на нем международный рекорд скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, а 7 октября — рекорд дальности — 480 км, рекордным был и его потолок — 5400 м.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]