ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 4646, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
1976

“Стеглау № 2”
Этот самолет заслуживает особого внимания среди других русских авиационных конструкций. На конкурсе военных аэропланов в 1912 г. его не без основания считали наиболее оригинальным из всех представленных самолетов.
По схеме это был фюзеляжный одностоечный биплан, двухместный с возможностью переоборудования в трехместный. Место летчика находилось сзади. В конструкции крыльев была применена впервые в мире (если не считать попыток О. С. Костовича) несущая фанерная обшивка.
Новые конструктивные решения, осуществленные И. И. Стеглау, были действительно передовыми и перспективными. Недаром немецко-голландский конструктор Антони Фоккер, тогда еще только начинавший свою деятельность, особо интересовался самолетом “Стеглау № 2” во время конкурса. Он сумел оценить фанерную обшивку и сварку и впоследствии перенес все это в конструкцию своих самолетов.
Следует отметить, что в самолете И. И. Стеглау наряду с передовыми решениями были и ошибочные. Так, желая добиться автоматической устойчивости самолета, И. И. Стеглау сделал в нем маятник —. медный бак на 30 кг масла, соединенный тягами с ручкой управления, что себя не оправдало.
Широкое применение толстой фанеры, многочисленные лонжероны, дубовые стойки шасси, стальные узлы, маятник — все это увеличивало массу конструкции самолета. И тем не менее благодаря хорошей аэродинамике он показал скорость 130 км/ч — скорость, большую, чем все другие самолеты, и хорошую скороподъемность. И. И. Стеглау был летчиком-самоучкой, специального обучения не проходил, поэтому частые поломки самолета, особенно при посадках, сопутствовали его полетам. Но самолет его был исключительно прочным, выносил самые грубые посадки и легко чинился. За время конкурса И. И. Стеглау три раза капотировал, и каждый раз самолет и летчик оставались невредимыми. Только вынужденная посадка в канаву из-за сломавшегося в воздухе винта вывела самолет из конкурса.

Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.1
  • [ в каталог ]