ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА - 2184, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
СССР. 1958


ЦФА - 2191, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
СССР. 1958
Беззубцовая марка 2184.


ЦФА - 2212, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
СССР. 1958. 100 лет русской почтовой марки. Погрузка авиапочты.


ЦФА - 2215, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
СССР. 1958. Блок. 100 лет русской почтовой марки. Марка 2212 в блоке.


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. ...
Болгария. 1959


Mh.- ..., Iv. - ..., Sc. 1461
Болгария. 1965


КПД - ...
СССР, 1988.
100 дет со дня рождения А.Н. Туполева.


ХМК - 1097
СССР, 05.01.60. 60 к.
Ту-114 над зданием МГУ


ХМК - 1183
СССР, 26.04.60. 60 к.
Ту-114 над зданием МГУ


ХМК - 1278
СССР, 21.07.60. 60 к.
Ту-114 над приморским городом


ХМК - 1504
СССР, 20.03.61. 6 к.
Ту-114 над приморским городом


ХМК - 1608
СССР, 20.06.61. 6 к.
Самолет Ту-114


ХМК - 1826
СССР, 11.01.62. 6 к.
Самолет Ту-114 над рекой.
Худ. Ю.В. Ряховский


ХМК - 2665
СССР, 15.07.63. 6 к.
Самолет Ту-114


ХМК - 02665
СССР, 15.07.63. 16 к.
PAR AVION. Самолет Ту-114


ХМК - 2771
СССР, 23.09.63 6 к.
Самолет Ту-114


ХМК - 2815
СССР, 22.10.63. 16 к.
PAR AVION. Самолет Ту-114
Худ А.М. Аксамит


ХМК - 2905
СССР, 27.12.63. 6 к.
Самолет Ту-114
Худ. А.М. Аксамит


ХМК - 3756
СССР, 21.05.65. 6 к.
Самолет Ту-114


ХМК - 3951
СССР, 25.09.65. 6 к.
Самолет Ту-114


ХМК - 5735
СССР, 11.07.68
Самолет Ту-114 и земной шар.


ХМК - 5996
СССР, 12.12.68. 6 к.
Над полярной станцией.
Худ. В. Саратов


ХМК - 6829
СССР, 02.02.70. 16 к.
PAR AVION. Ту-114.

Ту-114
Магистральный пассажирский самолет разработанный в КБ А.Н. Туполева. Развитие военного , находящегося на вооружении дальней авиации до настоящего времени. Первый полет в 1957 г. Это огромный (по тому времени) двухпалубный корабль со стреловидным крылом и оперением. Высота - 15 м, длина - 54 м, размах крыла - 51 м. Имел четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ общей мощностью 12 тысяч лошадиных сил. При взлетном весе 105 тонн развивал скорость до 850 км/час. На нем было установлено 32 мировых рекорда. До появления Ан-22 был самым большим гражданским самолетом в мире. Серийное строился в Куйбышеве. Всего было выпущено 32 самолета.
Эксплуатация самолета началась с февраля 1961. Почти 16 лет был в эксплуатации. Летал на самой длинной трассе в нашей стране Москва - Хабаровск, преодолевая путь за 8 часов. И на международных трассах: трассах Москва - Гавана, Москва - Токио, Москва - Нью-Йорк, в африканские страны.
22 октября 1976 года последний лайнер Ту-114 доставил 200 пассажиров из Хабаровска в Москву. Этим рейсом закончилась славная безаварийная эксплуатация летающего гиганта. Самолеты Ту-114 выработали свой технический ресурс. На смену ему пришел трансконтинентальный

В филателии
Изображение самолета есть как на марках так и на цельных вещах. Впервые самолет появился на марке СССР. В 1958 г. в серии "Гражданский воздушный флот СССР" самолет Ту-114 "Россия" изображен на фоне земного шара. Тот же рисунок использован позднее для беззубцовой марки. В серии "100 летие русской почтовой марки" изображен Ту-114 в момент погрузки авиапочты.
На иностранных марках Ту-114 есть только в Болгарии. Первая марка 1959 г. посвящена визиту Н.С. Хрущева в США. В каталоге Scott в описании этой макри приводится Ту-110. Хоть рисунок самолета сильно стилизован, но для доставки советской делегации был использован именно Ту-114, еще до запуска его в серию. В 1965 г. в серии "Воздушный транспорт" самолет изображен в полете над столицей Болгарии - Софией.
На маркированых конвертах рисунок самолета использован более 15 раз. На первом конверте 1960 года самолет изображен над зднание МГУ. В дальнейшем сюжет с Ту-114 неоднократно использовались на конвертах вплоть до 1970 г. Так же на конверте первого дня к марке 1986 г. к 100 летию А.Н. Туполева так же изображен лайнер.
В некоторых публикациях упоминаются также кубинские марки 1979, 1988 гг. на которых изображен Ту-114. Но на них изображен другой самолет, т.к. Ту-114 эксплуатировались только в СССР, а в отношении Кубы смолеты Аэрофлота летали только на линии Москва-Гавана. А на марках же изображены самолеты с эмблемами авиакомпании "Cubana" и подписаны даты и пункты других маршрутов.
В каталоге Мihel к марке Албании 1992 г. подписан Ту-114 хотя на рисунке Ту-144.

  • Ту-114 на открытках

    Литература.

  • Флагман. Ефим Гордон, Владимир Ригмант ("Авиация и время" №3,5.1999, №1, 2000)
  • Скорость и комфорт ("Филателия", 7.1977) [ Авиатема ]
  • [ в каталог ]