ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА- 630, Mh.- 642, Iv. - ..., Sc. - 683.
СССР. 1938.


ЦФА- 688, Mh.- 711, Iv. - ..., Sc. - C76B.
СССР. 1939. Надпечатка


ЦФА- 5781, Mh.- 5660, Iv. - ..., Sc. - 5511.
СССР. 1986.
Серия "Самолеты А.С. Яковлева"
Выпускались также в малом листе 8 м.

УТ-2 (№ 20, Я-20, АИР-20)
Учебно-тренировочный двухместный низкоплан, развитие АИР-10, но фюзеляж и центроплан — деревянные. Самолет был выпущен в 1937 г. в двух вариантах: с двигателем М-11Е в 150 л. с. (на марке 1986 г.) и с двигателем Рено «Бенгали» 4 в 140 л. с. (на марках 1938-39 г.) Массы обоих самолетов были минимальными, довольно близкими, запас топлива — на 2 ч. Летные данные получились высокие. В заключении НИИ ВВС было сказано, что с двигателем М-11Е самолет очень хорош и может быть рекомендован для первоначального обучения.
Вариант с Рено в серию не пошел из-за отсутствия серийного двигателя. На поплавковом варианте, в перелете Москва - Севастополь-Москва в мае 1937 г. летчик Стефановский занял I место. В октябре того же года Гризодубова установила мировой рекорд дпя таких самолетов.
Вскоре самолет УТ-2 был принят к серийному производству, но со стандартным двигателем М-11М для целей первоначального обучения. Внедрение в серию было начато в сентябре 1937 г. на двух заводах. В 1941 г. на основе этих материалов был создан и запущен в серию модифицированный самолет УТ-2М. УТ-2М был очень прост в управлении, «прощал» грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2 постоянно расширялось, и к началу войны он полностью заменил У-2 в качестве учебного самолета. В начальный период войны использовался в качестве легкого штурмовика.

К рисункам марок


Представляет интерес рисунок марки 1938-39 г. Сделан он по фотографии. Но вот кто в кабине самолета: Стефановский или Гризодубова?
Снимок из фотоальбома “Армии, авиации и флоту”. Изд-во ДОСААФ, 1976 г.




Литература.

  • История конструкций самолетов в СССР. Шавров, т.2
  • Стефановский. Триста неизвестных. М.: Воениздат.
  • Самолетный спорт в СССР. М. ДОСААФ, 1978
  • [ в каталог ]