ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ: САМОЛЕТЫ


ЦФА-4982, Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-4763
СССР. 1979. IV съезд ВОФ


ЦФА-..., Mh.- ..., Iv. - ..., Sc.-...
Россия. 2005. Регионы России. Смоленская область. Серия: 6-1


Mh.- 2329, Iv. - ..., Sc.-...
Чехословакия, 1976. Выставк "Прага-1978". Серия: 6-6


Mh.- 2434, Iv. - ..., Sc.-...
Куба, 1979. 50 лет CUBANA. Серия 6-5


Mh.- 2637, Iv. - ..., Sc.-...
Куба, 1982. Серия 10-5


Mh.- 2697, Iv. - ..., Sc.-...
Никарагуа, 1986. Выставка Stokholmia-86. Серия 7-2

весь конверт
МКОМ Молдавия, 2001. 75-летие почтовой авиалинии Бухарест-Галат-Кишинев-Бухарест


СГ 23.11.2003, Токмак, Украина.
100 лет со дня рождения конструктора авиадвигателей александар Ивченко Токмак


ХМК-
СССР, 12.04.68


ХМК-
СССР, 06.04.71


ХМК-
СССР, 29.03.73


ХМК-
СССР, 02.01.75 Самолет в Челябинском аэропорту.


ХМК-
СССР, 30.11.76.


ХМК-
СССР, 22.02.79

Як-40
Это первый серийный пассажирский самолет ОКБ им. Яковлева. Он стал первым в России и в мире реактивным самолетом для местных воздушных линий. Он стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в развитых капиталистических странах. На его проектирование и постройку понадобился всего один год. 21 октября 1966 года летчик-испытатель Арсений Колосов впервые поднял самолет в воздух. Проектируя Як-40, ОКБ заложило в его конструкцию избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов. Три двигателя АИ-25 повысили безопасность, а их размещения в хвостовой части снизили шум и улучшили комфортность для пассажиров.
К середине 70-х годов самолет полностью вытеснил с местных воздушных линий ветеранов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Освоив полеты более чем в 300 населенных пунктов, самолеты Як-40 к 1988 году перевезли более 80 миллионов пассажиров. Самолет эксплуатировался в 18 странах мира. Из 1011 (серийный выпуск был закончен в 1981 г.) построенных самолетов, 125 было продано на экспорт (поставки начались с 1970) в 18 стран (Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Замбия, Италия, Камбоджа, Куба, Лаос, Мальгашская Республика, Польша, Сирия, Чехословакия, ФРГ, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия). В ноябре 2000 года камчатское авиапредприятие продало 1 самолет Як-40 в Гондурас. На сегодняшний день авиакомпании 16 государств мира эксплуатируют Як-40. Як-40 широко использовался в Афганистане и силами ООН в Африке. Сейчас в России летает около 180 Як-40. Большинство из них переоборудованы для перевозки VIP-пассажиров.

В филателии
На марках Як-40 появился в 1979 г. Его изображение есть на полях блока выпущенного к IV съезду ВОФ. В том же году он был изображен на одной из марок серии к 50 летию кубинской авиакомпании "Cubana". Позднее его изображение можно встретить на марках той же Кубы и Никарагуа. В СССР самолет изображался только на конвертах. В ремпубликах постсоветского пространства Як-40 можно встретить в выпусках Молдовы и на спецгашении Украины.

Литература.

[ в каталог ]